|
езвая и критичная личность, в это не верю..., но
все же... Я начинаю смотреть на гипноз, как на возможное средство расширения
этих возможностей, но, к счастью, многое возможно и без таких вспомогательных
средств. Вы можете начать использовать эти идеи и этот способ работы прямо
сейчас, в вашей текущей жизни и практике, если уже не начали. Что? Вы говорите,
что вам негде это применить? Хорошо, а если бы было где, то где это было бы?
Глава 6
ЗАМЕТКИ О ПРАКТИКЕ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ
Большая часть этой книги посвящена Гештальту как философии жизни, как отношению
к жизненному опыту, а не как терапии, осуществляемой по отношению к другим.
Однако, поскольку Гештальт используется и таким образом, в этой главе я
соединяю некоторые заметки, писавшиеся для практикующих терапевтов, будь то
гештальтисты или нет. Некоторые из этих заметок написаны специально для этой
главы, некоторые появились ранее.
Первый раздел – заметка, написанная для симпозиума "Психотерапия синдромов
стрессовых реакций" в июне 1974 года в Калифорнийском университете и в
Медицинской Школе в Сан-Франциско, где участников попросили написать несколько
тезисов для дальнейшего обсуждения.
Гештальттерапия синдромов стрессовых реакций
Вместо того, чтобы рассуждать на тему психотерапии синдромов стрессовых реакций,
я изложу несколько предположений относительно человека, лежащих в основе
работы гештальттерапевта.
Принято думать, так как это респектабельно и научно, что человек в значительной
степени или целиком определяется силами, находящимися вне его контроля:
генетическими, силами среды, социальными силами и т.п. С этой точки зрения
имеет смысл изучить повторяющиеся паттерны поведения и симптомы, обнаруживать
их связи, формулировать гипотезы, прогнозировать течение болезни, предписывать
лечение и пр. Такого рода феномены могут быть изучаемы с большой степенью
точности.
С другой точки зрения человек в конечном счете является ответственным,
постоянно выбирающим, центром собственной вселенной, источником собственного
опыта и творцом событий, которые с ним происходят.
Нет способа показать правоту или неправоту каждой из этих точек зрения – обе
имеют свои аргументы. Выбор между ними осуществляется на эстетических или
прагматических основаниях. Я предпочитаю вторую – мне кажется, что так жизнь
интереснее и значительнее. Более того, мне кажется, что то же самое происходит
с людьми, с которыми я работаю: когда они двигаются в этом направлении, их
жизнь становится лучше.
Важно отметить при этом, что эти точки зрения трудно соединить. В частности,
если человек старается работать со второй точки зрения, информация с первой
точки зрения может быть деструктивной для него, и терапия, проводимая с первой
точки зрения, может принести ему вред.
Если я присоединяюсь к утверждению, что у кого-то синдром, или что прогноз
такой-то, я действую в направлении превращения этого прогноза в более реальный
и определенный и уменьшаю возможность человека самому все это преобразовывать.
Если человек определенно выбирает первую точку зрения, рассматривая себя, как
пациента с болезнью, я конечно приму его выбор. Но пока он не сделал его, я не
хочу делать ничего такого, что уменьшит или ослабит ответственность, которую он
готов принять сам. Иными словами, я буду работать с ним все время, как с
ответственным выбирающим организмом, пока он не сообщит мне, что он
предпочитает быть реактивным, детерминированным.
Перефразируя вышесказанное, бытие пациента – это дело не состояний тела, а
отношения к ним. Человек может иметь множество симптомов и оставаться
выбирающим человеком, движущимся вопреки им, признающим свой выбор по поводу
них и дающим им уйти, когда он находит лучшие способы действия. Другой человек,
с подобным же набором симптомов, может рассматривать их как навязанные ему или
случившиеся с ним и будет абсолютным пациентом.
Другая фундаментальная предпосылка гештальттерапевта в том, что организм
является очень искусным и адаптивным и всегда делает наилучший возможный для
него выбор в мире, как он его видит. Любое неприятное или деструктивное
поведение может рассматриваться с этой точки зрения так, что несмотря на
кажущуюся деструктивность на деле это поведение каким-то образом конструктивно.
С позиции своего эго пациент может утверждать, что симптом или поведение
неприятны и нежелательны, не являются частью его, но несмотря на это всегда
имеет смысл рассмотреть его с точки зрения, что оно в каком то отношении
конструктивно. Парадокс состоит в том, что когда человек обнаруживает и
признает, насколько симптом в действительности конструктивен, при этом
высвобождается энергия для изменения и принятие человеком того, где и как он
находится. Одновременно становится возможным изменение и новый этап адаптации.
Гештальттерапевт принимает совершенно всерьез часто произносимое, но редко
принимаемое изречение, что лечить можно только человека, а не симптом. Однако
невозможно изменить один фрагмент жизни, не затрагивая всего остальног
|
|