|
аботать. Другой спрашивает его: "В связи с
(рассматриваемое переживание) какие ты замечаешь телесные ощущения", и т.д.
Список используемых областей может меняться в зависимости от темы, но в общем
он соответствует тому, который приведен выше.
Цензура и сознавание
1. Избирательность и сознавание
Различения, предложенные во второй главе – "избирательное-данное", оценка,
воображение – могут быть расширены до получения весьма интересных результатов.
Опыт избирательности одного содержания сознания из многих воспринимаемых
возможностей при ближайшем рассмотрении часто ведет к пониманию, что некое
содержание А часто выбирается вместо содержания Б. Это в свою очередь ведет к
пониманию, что часть намерения в выборе А состоит в избегании Б, а это ведет к
осуществлению цензуры. Почти каждый временами производит цензуру при выполнении
упражнения на континуум сознавания – реже или чаще, грубо и очевидно или
скрытно, тонко находя, чем заместить нежелательное содержание столь мягко, что
сам не замечает своей цензуры.
2. Разрешение цензуры как путь к сознаванию
Работая с континуумом сознавания, я давно пришел к интересному открытию, что
если человек признает цензуру, то когда он ее завершает, то ему легче
оставаться в потоке сознавания или вернуться в него; при этом человек
обнаруживает меньше суеты и беспокойства. Когда цензура и сообщение о ней как
просто об очередном осознании рассматривается как совершенно приемлемое
действие, то оно перестает быть проблемой. Люди начинают говорить, что то самое
содержание, которое они только что подвергли цензуре, вдруг перестает казаться
запретным, – и тогда они свободно сообщают о нем. По-видимому, акция
утверждения, включающая отмеченное право цензуры, дает человеку почувствовать
себя управляющим ситуацией. Но удивительно, что владеющий ситуацией человек не
нуждается в цензоре! Это наблюдение привело к интересному упражнению, которое
впервые появилось на семинаре под названием "Разговоры о сексе".
Двое сидят лицом друг к другу. Первой обращается ко второму дважды. В первый
раз он предлагает ему (ей): "Скажите мне что-нибудь, что вы хотите сказать о
сексе". Выслушав сказанное, он обращается со второй просьбой: "Отметьте в себе
что-нибудь, чего вы не хотите говорить, и когда вы установили это, дайте понять
мне кивком". Получив этот знак, он вновь обращается с первой просьбой, и далее
они чередуются одна за другой в течение нескольких раз. Оказалось, что многие
сообщают в следующем круге как раз то, что они не хотели сообщить в предыдущем!
Таким образом возникает спираль углубления сознавания и общения, основанная на
силе признания вместо укрывания и стыдливости по поводу цензуры. Эта форма
может быть использована, разумеется, относительно любого содержания. Принцип
полной свободы цензуры оказался клинически неоценимым. Если человек производит
и скрывает свою цензуру, он в действительности вытесняет некоторое содержание,
потом вытесняет само вытеснение, что означает дальнейшее отдаление вытесняемого
из сознания. Признание вытеснения вместо вытеснения самого вытеснения
приближает содержание к сознаванию.
Размышляя над этим феноменом, я понял, что в культуре, вроде нашей, где в
течение долгого времени учили цензуре и сокрытию вплоть до середины XX века,
предложение прекратить цензуру – полезный шаг к сознаванию. Однако в некоторых
субкультурах вроде инкаунтер-групп давление в противоположную сторону –
прекратить цензуру и открыть все – становится настолько сильным, что люди
пугаются этого давления. В таком случае разрешение цензуры может быть движением
к большему сознаванию.
Можно (1) сознавать что-то и хотеть сообщить об этом, (2) сознавать и не хотеть
сообщить (то есть производить цензуру) и (3) можно этого не сознавать. Первая и
третья зоны по существу не ограничены в своем содержании. Однако, по-видимому,
может быть ограниченное количество содержаний, которые человек может удерживать
в сознании не сообщая о них то есть осуществлять цензуру. Основание для
откровенности, для того, чтобы делиться чем-то, быть открытым и т.п. состоит в
том, что перемещение содержания из второй зоны в первую, из зоны цензуры в
сообщаемую, создает во второй области больше свободного пространства, и в нее
может проникнуть нечто из третьей, из несознаваемого в сознаваемое. Это –
основа инкаунтер-групп, игр Синанона
|
|