|
чальном
ощущении. После этого звучит фраза: "Какое телесное ощущение вы можете заметить
по ассоциации с выбранной вами темой?" Эта фраза повторяется дважды после паузы.
"В связи с этим ощущением (пауза для сосредоточения на происходящем) какое
положение тела вы отмечаете?" Эта фраза также повторяется после паузы. "Во
время этого переживания обратите внимание на особенности выражения вашего лица".
И вновь повторение фразы после паузы.
С различными вариациями побуждающей фразы и числа повторений могут быть
затронуты области привычных жестов и других телесных проявлений, состояния ума,
чувства, эмоции, настроения, идеи, разговоры других людей и нечто неизвестное.
Могут проявиться представления о причинах нашей веры и решений, проблемы связи
с другими событиями и основания наших действий в мире. Возможно узнавание
причин отношения с другими людьми, возникновение фантазий, мыслей о будущем или
воспоминаний и т.д.
Подобное описание может создать иллюзию, что это упражнение перегружено. В
действительности оно выполняется довольно легко и занимает около часа, включая
многократное возвращение к ситуации в настоящем. Вот комментарии участников
одного семинара, где использовалось это упражнение:
Участник: Я был очень удивлен. Я начал с того, что казалось мне случайным
ощущением. Чем больше вопросов вы задавали, тем больше это ощущение становилось
всепроникающим. Я так же думал, что был бы счастлив избавиться от него, но
затем я почувствовал, что попал в целую вереницу связанных с этим ассоциаций. Я
понял, что избавиться от этого – значит разрушить значительную часть телесного
панциря, который у меня есть. Если я действительно потеряю все, что связано с
этим, я буду черт знает как близко к беззащитности в том смысле, в котором
панцирь обеспечивает защиту. Это показалось мне совершенно неуместным.
Ведущий: Прекрасный пример взаимосвязанности! Воистину в сознавании нет
заданного размера и направления. Недаром поэт говорил о Вселенной в крупинке
песка.
У.: Опыт был для меня настолько богатым, что мне трудно его обобщить. Я
переходил от одного чувства к другому, от одной стадии к другой быстрее, чем вы
успевали повторять инструкции. Великое множество вещей проходило сквозь меня. Я
даже не знаю, что это были за чувства!
У.: Мне потребовалось бы несколько дней, чтобы описать все это!
У.: Мне было жаль, когда вы остановились. Мой ум лишь пребывал, наблюдая то,
что происходило.
У.: Для меня это происходило так, что когда вы предлагали вспомнить ситуацию
или образ из прошлого – они возникали как на экране.
В.: Это вы спроецировали их, я только предложил вам возможность.
У.: Я полагаю, что обнаружил нечто, что меня очень беспокоит и причиняет
большую боль. Сначала я как бы отказывался рассматривать это. Когда вы
предлагали сделать что-то, то я этого не чувствовал. Затем я начал чувствовать
это. Я понял, что несмотря на все мое обдумывание, рассуждение и обсуждение я
этого никогда реально не чувствовал.
У.: Когда вы сначала спросили, хотим ли мы отказаться от какого-то своего
состояния, я автоматически сказал "да". Но когда мы проходили через это я
почувствовал некоторую трудность. Когда вы спросили: "Какими вы станете после
отказа от своего переживания?" – я почувствовал себя как резиновая лента,
которую все тянут, тянут и тянут, а затем мгновенно поймал суть. Мне стало ясно,
что я не могу найти приемлемой альтернативы этому поведению.
У.: Я попал в гипнотическое состояние, вроде сна, и не слышал ничего до тех пор,
пока вы не сказали, что мы можем возвращаться – это я слышал отчетливо.
У.: Со мной было то же самое!
В.: А как вы чувствуете себя сейчас?
У.: Великолепно!
В.: Из опыта, который у меня есть в проведении этого упражнения, я могу
предположить, что ваш организм целиком реагировал и вбирал все это так же полно,
как те, кто был пробужден. Это так, потому что ваше болтливое это не болталось
у вас на дороге. Многие из тех, кто считал себя вполне Просветленным, могли бы
здесь заснуть.
Поразительная черта многих реакций в этом упражнении чувство, что возникающее
сознавание просто происходит, а не является результатом намеренного действия.
Когда структура упражнения установлена, ведущий делает все, что необходимо, а
участники могут просто пассивно наблюдать результаты. Такое же качество
спонтанно происходящего отмечает "пик-переживания". Хотя я и не утверждаю, что
предлагаю процедуру вызывания "пик-переживания", но, по-видимому, некоторые
качества богатства этих моментов могут быть произвольно восстановлены
систематическим вызыванием избегаемых или подавляемых областей опыта вокруг
начальной точки. Второй подход также имеет свойство, что кто-то другой как бы
делает необходимую работу, освобождая в субъекте возможность сознавания, а не
вынуждая ее. В этом упражнении сидят лицом друг к другу. Один из них выбирает
тему, которую он хотел бы раз
|
|