Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Гештальт :: Джон Энрайт - ГЕШТАЛЬТ,ВЕДУЩИЙ К ПРОСВЕТЛЕHИЮ ИЛИ ПРОБУЖДЕHИЕ ОТ КОШМАРА
<<-[Весь Текст]
Страница: из 68
 <<-
 
ебе респектабельной дисциплиной. Ее цель состоит в 
том, чтобы видеть активного, переживающего, выбирающего субъективного человека 
в центре его собственной вселенной, откуда Фрейд и бихевиористы долго старались 
его изгнать. Гештальт подчеркивает свободу и эксперимент, что нервирует 
бюрократов в медицине. Как движение Гештальт исчезает, как только появляется, т.
е. он оказывает глубокое влияние на многих, кто начинает пользоваться им в 
собственных целях, забывая, что "это". Субстанция его сохраняется посредством 
передачи, форма же теряется и изменяется. Если Гештальт когда-нибудь будет 
принят в существующие структуры - можете не сомневаться, что он сильно 
изменился по существу, тогда нам понадобится нечто другое для той роли, которую 
выполняет сейчас Гештальт. 



Глава 5
РАСШИРЕНИЕ СОЗНАВАНИЯ


В этой главе мы рассмотрим упражнение и принципы более сложного и тонкого 
изучения сознавания, чем мы это делали ранее. Первые два упражнения в некотором 
смысле противоположны друг другу по своей внутренней идее. Они кажутся похожими 
на два различных подхода в психологическом исследовании развития человека. 
Поскольку для человека, по-видимому, невозможно все время сознавать 
происходящее, то крайними возможностями является полное сознавание в короткий 
период времени или сознавание некоторой темы в течение определенного 
продолжительного времени. 

Моментальные снимки
Подход, который можно было бы назвать поперечным сечением, был описан П.Д.
Успенским в книге "В поисках чудесного". Он называет этот подход моментальными 
снимками. Задание состоит в том, что человек должен исследовать все, что 
существует в его сознании в конкретный момент времени. Ценность этого процесса 
заключается в том, чтобы увидеть, что именно существует и как это 
взаимодействует в данный момент времени. 

Сделав ряд таких моментальных фотографий и рассматривая их вместе, человек 
может увидеть, какие события чаще всего с ним происходят и какие феномены имеют 
тенденцию происходить одновременно. Очевидно, что человек не может сам выбрать 
момент для выполнения этого упражнения без прогнозирования результата. Выбирать 
наугад – это означает выбирать в соответствии с неизвестным критерием. 
Успенский описывает то, как учитель может использовать этот метод для своих 
учеников. Поскольку рядом со мной не оказалось учителя, я стал искать источник 
случайных сигналов из вне. В конце концов я воспользовался автоматическим 
устройством, которое укрепил на поясе. Когда раздавался сигнал, я замирал и 
даже задерживал дыхание на несколько мгновений. Я тщательно просматривал свое 
тело, замечая точки напряжения. Я проходил по своему полю восприятия, отмечая 
звуки, запахи и цвета. Кроме того, я отмечал настроения, мысли, внутренние 
диалоги и присутствующие образы. Наиболее важное я сразу же записывал в 
записную книжку и вновь включал устройство, начинавшее отсчет неизвестного 
промежутка времени. После этого я продолжал заниматься своим делом. 

Выполнение этого упражнения на людях было очень неудобным. Получалось, что я 
больше объясняю окружающим, что я делаю, чем на самом деле делаю это. Когда у 
меня появилась возможность одиночной пешеходной прогулки в Северной Калифорнии, 
я взял с собой это приспособление. Поскольку я был один, все мои мысли по 
поводу окружающих отпали. Я установил сигнальное устройство на частоту примерно 
одного сигнала в пятнадцать-двадцать минут. Когда появлялся сигнал, я замирал и 
просматривал телесное напряжение, настроение и содержание сознания. Мне 
удавалось заметить свои состояния, возникшие в результате моих размышлений. 

Я выяснил много интересного для себя. Наиболее ярким оказалось то, что более 
половины из пятидесяти-шестидесяти осмотров, которые я совершил за эти два дня, 
я по-прежнему объяснял что-то кому-то в своей голове! Я был в глуши на много 
миль от тех, кто меня знал, и у меня было десять свободных дней впереди. Никто 
не интересовался ни мной, ни моими делами и мне незачем было объясняться. И все 
же постоянным содержанием моего сознания были объяснения, что я пошел по этой 
тропинке потому, что..., я остановился так как..., я думаю, что надо написать 
господину X потому, что.... Это было почти навязчивой идеей, но я не мог 
остановиться. 

Это было во многих отношениях беспокойное упражнение. С одной стороны 
постоянные "объяснялки" уронили мое достоинство в собственных глазах. С другой 
стороны я испытал шок, пережив нервное, дрожащее, испуганное и не поддающееся 
управлению качество моего повседневного импульса к сознаванию случайных 
фантазий, переживания незавершенных дел и страха будущего. Индийская сказка 
описывает ум как запертую в клетке сумасшедшую и пьяную обезьяну, которая 
судорожно дергается, как от укуса осы. Пока я не проделал это упражнение, я 
полагал, что эта сказка относится к обыкновенным людям, а уж никак не ко мне! 

Отслеживание 

После этого путешествия я решил исследовать феномен постоянного 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 68
 <<-