|
ение со
слова "Я" с добавлением глаголов, например: "Я выражаю сомнение относительно
того, о чем я думаю". Цель состоит в том, чтобы подчеркнуть, что это не внешние
процессы, а то, что происходит внутри человека то, что он сам делает. Точно
также в гештальт-практике люди сами отвечают за то, что они помнят или
предпочитают вычеркивать из памяти, за то, что они воспринимают в окружающем их
мире. В каждый конкретный момент существует бесконечное множество вещей,
которые можно воспринимать; и то, что мы воспринимаем, определяется нашим
выбором в данный момент. Если я начинаю скучать и не хочу этого признавать, то
оглядываясь вокруг, я наверняка отыщу одно-другое скучающее лицо вместо лиц
заинтересованных или радостных, или сердитых.
Эксперимент 8
Во время нескольких следующих разговоров отметьте, каково ваше намерение при
разговоре. Отметьте, если намерение отлично от содержания, которое вы
высказываете, посмотрите, не определяет ли, не направляет ли намерение
содержание разговора в каких-либо отношениях. Заметьте, что ваше отношение и
намерение может быть различным при рассказывании одной и той же истории: вы
можете рассказывать какой-либо инцидент человеку А с намерением произвести на
него впечатление, человеку Б – с желанием поделиться с ним тем, как плохо
обстоят дела в мире, а человеку С – просто, чтобы рассказать, что произошло.
Лишь после многих лет я начал понимать, сколь радикальной сменой жизненной
позиции является гештальтистская точка зрения. Западная цивилизация помещает
интеллект и когнитивное понимание на первое место в жизни (декартово "мыслю,
значит существую", сократово "нерассматриваемую жизнь не стоит проживать").
Этот акцент привел к огромным преимуществам, но и к огромным потерям, одна из
них, как мне представляется, – уменьшение ощущения живого, полного участия
жизни. С точки зрения Гештальта центр жизни не в интеллектуальном понимании, а
в переживании выбора и действия ("Выбираю, следовательно, существую, –
непроживаемая жизнь не стоит рассмотрения").
Одно из мест, где различие перспектив можно увидеть очень ясно, это оправдания
и объяснения, которые мы даем нашему поведению. Допустим, я опоздал на встречу,
и моя подруга, несколько раздраженная, спрашивает, в чем дело. Я говорю ей, что
у меня была неполадка с машиной. Она частично смягчается, хотя и не полностью,
и жизнь продолжается, может быть на одну тень темнее, чем раньше. Однако, вы
знаете и я знаю, и, к сожалению, она знает тоже, что если бы у меня было
назначено свидание с девушкой моей мечты, которого я ждал неделями и не мог
дождаться, я бы не опоздал. Может быть, я заметил бы заранее симптомы неполадки
с машиной, и проверил бы ее, может быть, взял машину у приятеля, скорее всего,
так или иначе, я бы слонялся у назначенного места много раньше назначенного
времени. Поскольку же это было "заурядное" свидание, я сидел за чашкой кофе с
приятелем до последней минуты, так, что было поздно предпринимать что бы то ни
было, когда неполадка с машиной задержала меня (возможность попросить машину у
приятеля просто не пришла мне в голову). Причиной того, что я опоздал на
свидание было то, что я ценил какие-то другие дела больше, чем вопрос о том,
успею ли я вовремя на это свидание. Мое намерение успеть вовремя было в моей
ценностной системе не так высоко, как какие-то другие дела.
Одна точка зрения объясняет нечто посредством механизма – того, как закручен,
так сказать, мир. Дорожные происшествия, водопроводные неполадки и прочее – это
механизмы. Дорожное происшествие может заставить меня опоздать, неурядицы в
семье в детстве, и подростки, курящие марихуану в подъезде, могут сделать меня
наркоманом. Другая точка зрения объясняет нечто посредством намерения, моей
собственной активной воли, которая опирается на механизмы и использует их,
чтобы получить то, чего я хочу. Мое намерение опоздать состояло в согласии не
применять усилия к тому, чтобы успеть вовремя.
Может показаться, что это не только не научный, но даже антинаучный взгляд на
мир. Цель науки – увеличить предсказуемость и управляемость изучаемых феноменов.
Если же человек всерьез принимает гештальтистскую точку зрения, он становится
менее предсказуемым и менее управляемым.
Традиционное заключение должно содержать напоминание немногих основных
представлений, изложенных в этой главе. Если вы ждете этого, я искренне надеюсь,
что вам трудно будет найти эти основные понятия. Я скорее предпочел бы, чтобы
вы просмотрели эту главу весьма бегло. Последние ее фразы будут скорее личными
соображениями по поводу Гештальта как социальной силы, чем заключением.
Гештальтистской точкой зрения много пользовались и много злоупотребляли. Многие
ее приемы применяются традиционными терапевтами или приспосабливаются для
создания драматических эффектов инсайта, при этом забывают, что в Гештальте для
изменения не так важно "знать", почему я делаю нечто, сколько пережить в опыте,
что я сам выбираю это.
Гештальт трудно представить
|
|