|
лен с полным осознанием своей
ответственности. Делать же выбор в любую из этих сторон, думая, что меня
вынудили обстоятельства, группа или ведущий – менее нормально и менее здорово.
Уже упоминалось представление об ответственности и было бы целесообразным
поговорить об этом подробно. Быть ответственным означает просто признать
действия своими собственными. Я сделал это и меня не принуждали ни
обстоятельства, ни мое бессознательное, ни судьба, ни социальное давление, ни
говоря уже о начальнике, жене и детях. Такого рода давление, разумеется, влияет
на мое поведение, но я сам взвешиваю и выбираю, каким влияниям придать большее
значение. В противном случае я выбираю не взвешивать и не выбирать, то есть
выбираю не видеть, что у меня есть выбор.
Есть две распространенные ошибки в понимании ответственности. Одна состоит в
смешивании ответственности и вины. Чтобы найти вину, нужно добавить моральную
позицию к ситуации, которая сама по себе таковой не содержит. Важный шаг
заключается в том, чтобы помочь людям принимать ответственность или просто
увидеть, что они ответственны. Это происходит тогда, когда человек
освобождается от предположения, что ответственность подразумевает вину.
Если я хорошо прицелился из винтовки, нажал курок и убил человека, я, вне
всякого сомнения, ответственен за его смерть. Является ли это виной – зависит
от того, кто он и кто я. Если я – полицейский, а он – убийца-маньяк, то я буду
героем. Если я – убийца, а он – одна из моих жертв, то я виновен.
Другая ошибка заключена в соединении ответственности с долгом или обязанностью.
По приведенному выше определению ответственность – это признание действия в
качестве своего собственного. Дело в том, что можно исполнять долг и более и
менее ответственно. Есть и солдат, который защищается утверждением, что
действовал по приказу, и бюрократ, который говорит, что ему все это не нравится,
но такова политика, и он ничего не может поделать. Они выполняют свой долг с
разной степенью ответственности, точнее, с разной степенью безответственности.
Первый уровень ответственности, который прорабатывается в обучении гештальту, –
это фундаментальный уровень использования своих чувств и своего ума. Если при
обучении гештальту человек утверждает, что не слышал того, что я сказал, я
вместо того, чтобы повторить прошу его сказать то, что он слышал.
Приблизительно в 80 процентах случаев память точна. Он может точно повторить то,
что я сказал. Обычно, когда он это делает, он может прийти в соприкосновение с
природой своих возражений против того, чтобы слышать. Может быть ему не хочется
этого слышать, или он хотел бы, чтобы я этого не говорил, или ему нужно время,
чтобы сформулировать более точный ответ.
Точно так же, если человек утверждает, что он не понимает чего-то из того, что
я сказал, мне кажется бесполезным повторять или пытаться выразить это другими
словами. Человек все равно понял что-то. То, что он услышал или понял, является
ключом к причине того, что он не слышит или не понимает полностью. В таких
случаях я спрашиваю, что он понял из сказанного. Если человек утверждает, что
он совершенно озадачен и не знает ничего о том, что произошло, я прошу его
вернуться к последнему этапу нашего взаимодействия, который кажется ему ясным,
и начать оттуда, точно выясняя, где началось непонимание. Кроме этого я ничего
не делаю. Эту процедуру нужно применять очень мягко. Тогда она может сделать
человека более ответственным за свое участие.
Эксперимент 7
Выпишите на листе список того, что, как вы полагаете, должны делать в своей
жизни, но особого желания к тому не испытываете. Затем переведите каждую запись
в следующую форму: "Если я не сделаю (название действия, которое я должен
сделать), то..." – и укажите последствия, которые вам предстоит пережить, если
вы не сделаете того, что должны.
Далее постройте предложение типа: "Лучше я сделаю (действие), чем испытаю
(последствия невыполнения)". Если последнее предложение верно, как это и должно
было бы быть в большинстве случаев, рассмотрите вопрос о том, почему вы
сознаете это как "долженствование" вместо того, чтобы признать, что учитывая
данную альтернативу вы просто хотите делать это. Что дает вам ощущение этого
действия как "должного"? Или на самом деле вы не верите, что последствия вашего
неделания действительно будут иметь место?
Вы можете использовать эту модель для обнаружения того, что выражаясь логически,
все в вашей жизни вы переживаете, как "я должен". На самом деле, если
предположить, что мир такой, какой он есть, а это на самом деле так, эта
позиция дело выбора.
Второй путь, с помощью которого можно проработать ответственность при обучении
гештальту – это использование языка. Утверждения людей, что они должны или не
могут чего-либо делать, почти никогда не принимаются. Вместо этого им
предлагают увидеть точки выбора, которые существуют в этих ситуациях. Это
делается до тех пор, пока человек не увидит, что если принять мир таким, каким
он его видит, то он сможет делать то, что он хочет делать, платя при этом
минимальную цену. Однако люди извлекают некоторую вторичную, глубинную или
бессознательную выгоду из того, что они не принимают в свою ответственность,
используя фразу "Я должен".
Существует такой прием, как создание фраз типа "Мне в голову пришла мысль" или
"У меня возникают сомнения". Например, можно предложить начать предло
|
|