|
очество, то я буду делать все для того, чтобы
избежать его. Я буду встречаться с людьми, курить с ними, пить кофе, заведу ряд
ничего для меня не значащих сексуальных знакомств, и так далее. Но
парадоксальным для меня образом эти самые действия, которые я использовал для
защиты от одиночества, более всего поддерживают ситуацию неизменной. Они
создают мне условия, при которых я избегаю опыта, хотя только в полном
переживании одиночества есть шанс, что оно пройдет и даст мне свободу пережить
что-нибудь еще. И тогда возникает следующий парадокс. Как только я
действительно начинаю переживать этот пугающий процесс, так он растворяется,
становясь чем-то иным, нежели то, чего я ожидал и чего боялся. Иным, чем ранее
представление о нем, то представление, которое я составил и носил с собой так
долго.
По-другому это можно представить так, что мое поведение всегда определяется тем,
что я отказываюсь пережить в реальности. Отсюда понятно, почему
гештальттерапию называют парадоксальной методикой изменения. Мы просим людей,
которые приходят, чтобы измениться, сделать труднейшую вещь в мире. Сделать то,
что они больше всего не хотят делать – отказаться от представлений об изменении
и просто переживать то, что есть. Люди избегают опыта, притворяются, что его
нет, делают что-то еще и остаются теми же самыми, если только не более сложными.
Это происходит до тех пор, пока они не сделают этого простого и трудного шага:
переживать то, чего они избегали.
Нужно сделать еще одно дополнение, чтобы это утверждение могло быть полным.
Часто может показаться, что человек переживает нечто полностью, но все же
остается привязанным к этому, привязанным к попыткам избегать этого в
дальнейшем. Он не обнаруживает облегчения или исчезновения неприятных симптомов.
Важным моментом является параллельное сознавание наряду с переживанием также
своего выбора. Того, что я сам выбрал и создал это переживание, а не являюсь
его жертвой. Если переживание одиночества сопровождается чувством, что на это
одиночество меня обрекли мои родители, или кто-то меня оставил и этим сделал
меня одиноким, – я еще не полностью переживаю происходящее. Необходимо в
дополнение к этому мое сознавание того, что в каждой точке моей жизни я по
собственной воле участвую в ситуации, создающей опыт, которого я пытаюсь
избежать.
Гештальттерапию часто отождествляют с формами психотерапии, требующими
драматических телесных действий и выражений в качестве необходимых элементов
процедуры. Действительно в нашей культуре стремление к минимуму выражения
создает серьезную проблему. Старание жить одним интеллектом вместо полной жизни
всего организма, – может быть это основная проблема большинства людей.
Тотальное выражение того, что происходит, – естественный путь к полному
переживанию. Многие приемы гештальттерапии используют процесс перевода
словесных заявлений в телесные действия. Например, если муж и жена говорят о
трудности быть близкими, терапевт может предложить им встать и попробовать, как
близко они могут находиться друг к другу, и как они себя чувствуют на различных
физических расстояниях друг от друга. Если человек в группе жалуется на
комплекс неполноценности, терапевт может попросить его оглядеться и указать
двух-трех человек, по отношению к которым он чувствует себя особенно
неполноценно. Такие процедуры делают более конкретным и реальным то, что
происходит. Они действительно способствуют более полному переживанию, чем это
возможно при простых разговорах о чувствах.
Однако часто проблемой является смешивание драматического выражения с полным
переживанием. Это необязательно одно и то же. Драматическое избивание подушек
не гарантирует, что люди полно переживают то, что выражают. Переживание может
быть тихим и все же очень значимым. А большая доля драматизма может быть
проявлена и без ясно сознаваемого переживания.
Часто, когда пациент достигает точки противостояния опыту, которого он более
всего боится и которого он обычно эффективно избегал, в случае, когда все
привычные средства избегания уже не работают, он готов скорее покинуть ситуацию,
чем встретиться с основой собственного страха. Перлз называл эти моменты
тупиками. Они могут встречаться много раз в слабой форме, хотя в некоторых
случаях происходят с большой интенсивностью. Это всегда одно и тоже. Человек
приближается к опыту, подходит очень близко, а затем отказывается идти дальше.
Поскольку для человека почти невыносимо принять, что он избегает проработки
центральной проблемы, он отрицает свое избегание или, более вероятно, находит
оправдание вовне. Что-то не так в группе, что-то не так в ведущем, и поэтому он
не может идти дальше и оказывается в тупике.
Иногда присутствие лидера или группы, или просто некоторое давление может
помочь человеку собрать силы и миновать тупик. Необходимо признать полно и
ответственно свое избегание в этой точке, а не отрицать его. Это создаст для
человека лучшие условия, чтобы справиться с тупиком в следующий раз, когда он
снова встретится. Однако противостоять тупику так же нормально, как и не
противостоять. Это так, коль скоро выбор осущест
|
|