|
ваться и
продвигаться.
Очень часто смена фокуса сознавания происходит в противоположностях. То есть,
пережив полностью некоторый аспект происходящего, человек скорее перейдет к
противоположному, чем к чему-то, не имеющему отношения к пережитому. Большая
часть незавершенных дел, которые люди несут с собой, существуют в виде
полярностей. Эти полярности существуют одновременно, продолжая внутренний спор.
Часто эти споры ведутся обвиняющим критическим голосом долженствования – я
должен, обязан, который Фриц Перлз назвал "собакой сверху" и протестующим
голосом лени – я не могу, не хочу, который он назвал "собакой снизу".
Эксперимент 6
Повторите несколько раз вариант первого эксперимента ориентированного на
обращение. Представьте себе или притворитесь, что дела обстоят не так, как они
обстоят, а наоборот. Сделайте (что бы это ни значило для вас) так, чтобы ваше
чувство в определенной ситуации стало бы полностью противоположным. Побудьте с
этим достаточно долго, чтобы посмотреть, что из этого получится.
Большинство конфликтов появляется в форме поляризованных позиций типа "я должен
выполнять домашнее задание" и "мне этого не хочется". Гештальт-подход состоит в
том, чтобы продвигаться от одного к другому, переживая ощущения каждой стороны
так полно, как это возможно. Это делается вместо того, чтобы сидеть в
напряженном, неудобном и смешном амбивалентном положении. Переход на каждую из
сторон и полное переживание каждой стороны часто дает возможность осуществить
новый синтез, который с большим удобством включает большую часть вас.
Есть еще один принцип Гештальта, который следует из вышесказанного. Если
действительно пребывание с опытом – лучший способ использовать его наиболее
плодотворно и пережить его наиболее полно, то почему бы не попробовать
использовать в качестве целенаправленного приема преувеличение для ускорения
процесса полного переживания. Разумеется, первые попытки преувеличения
состояния могут быть искусственными, но часто они довольно быстро переходят в
подлинный опыт.
Если человек жалуется на головную боль, то мы знаем, что он каким-то образом
создает эту головную боль, но не знаем, каким именно. Мы просим человека
увеличить ее, то есть сесть так, как для этого нужно, или думать о том, о чем
нужно думать, или смотреть туда, куда для этого нужно. В общем, делать то, что
пациент найдет нужным делать, чтобы усилить боль. Вместо того, чтобы пассивно
наблюдать и ждать действий пациента, мы вмешиваемся и пробуем сделать боль
сильнее. Часто человек может сделать это довольно быстро. Когда он
демонстрирует способность изменять боль в одном направлении, он обычно
спонтанно находит способность двигать ее и в другом, то есть заставить ее
исчезнуть в большей или меньшей степени. Если человек говорит о некотором
раздражении, мы предлагаем ему претвориться серьезно раздраженным и
раздосадованным. Если потенциал существует – он проявится.
Далее. Большинство конфликтов или напряжений существует через полярности, и
человек в данный момент проявляет одну из сторон. Произвольное обращение часто
вводит полярность в непосредственное сознавание. Если человек говорит о том,
что кто-то сводит его с ума, то можно быть почти уверенным, что существует
довольно сильное притяжение к тому человеку, иначе гнев не был бы столь сильным.
Человек не будет терять время на злость в отношении людей совершенно для него
не важных. То есть помимо состояния гнева определенно существует какое-то
позитивное чувство. Хорошим приемом может быть притворство на одну-две минуты,
что эти позитивные чувства существуют и высказать одно-два предложения с
позиции этих чувств.
Приемы преувеличения и обращения вместе называются "тяни-толкаем".Это основные
приемы гештальт-подхода. Их действенность легко понять благодаря воспоминанию о
способе сдвигания застрявшего автомобиля. Вы не тянете его в одну сторону, а
скорее раскачиваете вперед и назад. Последний сильный толчок вперед может
оказаться самым решающим. Человек, завязший в конфликте, или в двойственных
чувствах, часто с помощью тяни-толкая может быть перемещен на новое место.
В этой главе мы уже намекали на гештальтистскую теорию изменения. Настало время
выразить ее более четко. С точки зрения Гештальта все, что необходимо для
изменения, это просто ситуация, в которой человек переживает то, что есть в
наличии. В момент полного переживания изменение происходит мгновенно, спонтанно
и неизбежно. Как только я осознаю процесс, который просится войти в сознание,
ситуация проясняется и я перехожу к тому, что стоит на очереди. Это может быть
не тем, что я предполагаю, и что я хотел бы изменить. Это движение всегда
происходит в направлении большего равновесия и всегда сопровождается
освобождением некоторого количества энергии, ощущением легкости, что бы не
происходило.
Если человек старается измениться в течение некоторого времени, то основным
препятствием к изменению может стать как раз это самое старание. Оно удерживает
человека от возможности переживать основное событие.
Если я боюсь пережить свое оди
|
|