|
такой позиции.
Когда вы почувствуете, что иссякли, что сказали все, что можно было сказать,
постарайтесь заново войти в объект и сказать еще две-три фразы. Теперь
проговорите несколько предложений, начиная их словами: "Я, конечно, не...".
Проделайте это, оставаясь в позиции выбранного объекта.
Часто оказывается, что некоторые из фраз, которые произносятся вами, содержат в
себе импульс чувства или производят на вас какое-то действие. Выберите две-три
такие фразы, вернитесь к объекту и проследите эти темы чуть глубже. Например,
если в качестве книжного шкафа говорить, что стоите прислонившись к стене,
вернитесь в ощущение опоры на стену и проследите за ним, оставаясь книжным
шкафом, и оставайтесь в нем настолько долго, насколько вам это удастся. Часто
некоторые из таких фраз или тем, в которые вы входите, оказываются спонтанно
связаны с вашей жизнью. Если нет – тоже хорошо.
В качестве еще одного варианта вернитесь опять в свой объект и позвольте себе
сделать одно изменение любого рода. Представьте себе, что изменение может быть
сделано в вас, как в объекте, и почувствуйте, что с этим для вас связано. Если
проделывая этот эксперимент, вы почувствуете тенденцию использовать слово "Это"
вместо "Я", отметьте эту тенденцию. Такой способ говорения отдаляет вас от
эксперимента и уменьшает вероятность того, что из него выйдет что-нибудь
интересное.
Попробуйте проделывать этот эксперимент несколько раз в течение следующих дней,
как только какой-нибудь объект обращает на себя ваше внимание. Исследуйте, что
он имеет вам сказать – точнее, что вы имеете себе сказать через него.
Процесс, в который вы вовлекаетесь в этом эксперименте, называется проекцией
или идентификацией. В каждый момент вашей жизни есть возможность для этого
эксперимента. Каждый беглый взгляд на объект, если его развернуть, может
привести к вещам, какие выявляются в этом эксперименте.
У опыта есть тенденция изменяться, как только я вхожу в него. Только понятие
может длиться неопределенно долго. Опыт всегда подвижен, текуч. Как только я
реально переживаю опыт, нечто происходит и опыт меняется. Часто, если я
нахожусь в состоянии защиты или малейшей тревоги, ближайший фокус сознавания
переносит опыт скачком в какую-то совершенно иную область. Например, если я
сфокусировался на каком-то человеке, внезапно центром сознавания становится
какая-то часть моего тела. Или, может быть, я разговариваю с человеком и
внезапно в какой-то части моего тела появляется напряжение, или мой взгляд
привлекает какой-то объект в комнате, так что впору делать основное упражнение
на сознавание.
Следующий принцип Гештальта, который из этого вытекает, – всегда оставаться с
доминирующим фокусом сознавания. В классическом представлении об образовании
фигуры-фона мы остаемся с образующейся фигурой. В вербальных формах
взаимодействия есть искушение оставаться с мнимым содержанием, с тем, что, как
мы говорим, является предметом разговора с нашими понятиями и словами.
Фактически, пока мы проговариваем слова, центр нашего сознавания блуждает
вокруг, иногда соединяясь со словами, иногда перескакивая на тело или на
восприятие чего-то еще во внешнем мире.
Одна из самых сильных сторон Гештальттерапии состоит в готовности и способности
гештальтиста следовать за фокусом энергии, куда бы он ни двигался, не будучи
пойманным словами. Для невнимательного наблюдателя работы с пациентом может
показаться, что терапевт не обращает внимания на слова, перебивает, меняет тему.
Однако, к концу работы, если она успешна, человек испытывает значительное
чувство облегчения и интеграции. Он обнаруживает, что он все время был в фокусе
внимания терапевта. Придерживаясь ведущего сознавания, я, фактически,
прислушиваюсь к организму в целом, а не только к той части его, которая
произносит слова.
Очень часто, когда фокус сознавания сдвигается, он движется между импульсом
продолжения работы над тем, с чего человек начал, и сопротивлением этому. Как
раз здесь подвижность и гибкость терапевта особенно полезна. Если, например,
человек работает со сном и внезапно как бы отходит, смотрит в сторону и голос
его бледнеет, возможно, что происходящее это внезапная вспышка тревожности или
сопротивления.
Нежелание продолжать возникает в этот момент как доминирующая фигура. Проход
через это нежелание возможен, но почти наверняка после этого у человека будет
меньше свободной энергии. Гештальтист пойдет сразу же вместе с сопротивлением,
позволит ему превратиться в сознательное, принимаемое сознанием, обратит
внимание на жест ухода и взгляд в сторону. Человек проживает более явно и
полнее сознает то, что он делает. Если сопротивление очень сильно, человек
может действительно захотеть остановиться в этой точке, что совершенно "окей".
Если у него нет больше свободной энергии, то он прекращает процесс вместо того,
чтобы продолжать то, против чего протестует весь организм. Более вероятно, что
когда человек полностью переживет сопротивление, его энергия иссякнет, и он
сможет вернуться к первоначальной теме с большей способностью фокусир
|
|