|
так, как будто оно происходит сейчас.
Еще более тонкий показатель – это все, что указывает на сравнение опыта
говорящего с чьим-нибудь чужим. В момент сравнения внимание человека не может
быть полностью сосредоточено на его опыте. Некоторая часть внимания уделяется
тому, с чем опыт сравнивается, а еще часть – самому сравнению. Если человек
говорит: "Я все еще сознаю...", – мы знаем, что имеем дело со смесью
манипулирования представлениями и опыта. Чтобы сказать "все еще", человек
должен сравнивать то, что он делает сейчас, с чем-то, что было раньше или с
чем-то ожидаемым. Сравнение и ожидание – это проявление концептуализации.
Нет ничего плохого в сравнении. Это означает лишь, что мы до некоторой степени
отстранились от опыта, который в настоящее время является материалом для
сравнения. Мы интерпретируем опыт или часть его, как объект отдельный от нас,
который можно сравнить с другим объектом, также отделенным от нас. Если в
момент сравнения мы полностью ощущаем сравнение – мы переживаем его. Но если,
например, мы сравниваем степень волнения, которое переживаем сейчас, с тем
волнением, которое присутствует обычно, – мы не переживаем волнение полностью.
Нам остается пережить только акт сравнения.
В качестве практического теста меры переживания и меры концептуализации в
отчете о сознавании многие гештальтисты используют возможность локализовать
нечто в теле. Если человек говорит: "Я чувствую себя сердитым", – гештальтист
может сказать: "Где вы переживаете это чувство?" Если человек не может найти
места для этого ощущения в своем теле, то он, скорее всего, имеет дело с
представлением. Человек не сердит в настоящий момент, а имеет лишь смутное
воспоминание о том, как он обычно сердится. Если человек может найти
локализацию ощущения в теле, то гештальтист может работать с темой, предлагая
пациенту сфокусироваться и все более точно и ясно распознавать, что именно
переживается.
У каждого человека есть много степеней злости и сердитости, а также смеси
рассерженности с чем-то еще. В данный момент гештальтист интересуется именно
конкретной смесью, а не гневом вообще. Основной гештальтистский принцип состоит
в том, что корень знания и понимания значения любого опыта состоит в
переживании его, а не в отстранении и задавании вопросов "почему" и поисках
причины и следствия.
Когда я задаюсь вопросом, почему же у меня болит голова или почему я так зол на
кого-то – я отхожу от опыта. Опыт стал этим воспоминанием, чем-то, что уже
произошло. Я нахожусь где-то в другом месте, рассматривая связи состояния с
остальным миром. Опыт заморожен и неизменяем. Это воспоминание или
представление о том, что когда-то было опытом. В этой позиции нет ничего нового
и ничто не может из нее возникнуть. Я фиксирован в мире объективного опыта.
Использование местоимения "это" в обозначении ситуации – также указатель, что
говорящий отдален от полного переживания и находится на уровне представления.
Путь к знанию заключается в том, чтобы оставаться с опытом. Если у меня болит
голова, я просто локализую и переживаю боль так полно, как только возможно.
Если я сердит, то остаюсь в переживании своей рассерженности, фокусируясь на
том, на ком фокусируется мой гнев.
Из этого опыта, если я остаюсь с ним, возникает мера значения, которая
необходима в данной ситуации и вся необходимая дальнейшая информация. Если я
сердит и не знаю почему, я просто остаюсь с опытом и углубляю его, двигаясь к
нему все больше и больше, уходя все дальше и дальше от концептуализации. В
результате внезапно может появиться образ того, на кого я сердит. Если я уже
знаю, на кого я сердит, но не знаю повода и продолжаю фокусировать мой гнев, то
рано или поздно повод проявится. Все, что мне нужно знать, будет внезапно
проявлено при углублении опыта.
При этом процесс выявления ощущения и повода, вызвавшего его, вызывает
увеличение жизненности. В этом процессе я, по крайней мере, нахожусь так близко
к своему опыту, как это возможно. Действует именно это нахождение рядом, а не
вопрос "почему". Я не хочу сказать, что в концептуальном мышлении есть что-то
неправильное. Значительная часть общения, в особенности научного, нуждается в
нем. Когда цель состоит в том, чтобы сравнивать, классифицировать, понимать в
научном смысле слова, естественно пользоваться понятиями. Когда же цель в
радости, полном знании и контакте, целесообразно обращаться к полному опыту.
Говоря словами Мартина Бубера, понятие – словарь отношений Я–ОНО. Опыт же –
словарь отношений Я–ТЫ, будь то с объектами или с людьми. Этот принцип
настолько прост, что трудно представить себе, что это – основа всей
гештальттерапии. Все дальнейшее может рассматриваться как расширение этой
основной темы.
Эксперимент 5
Оглядитесь в комнате, в которой вы сейчас находитесь и выберите какой-нибудь
объект. Лучше, если объект выберет вас, то есть что-то бросится вам в глаза.
Начинайте описывать этот объект с одним изменением. Все время говорите о нем,
как о себе. Если вы выбрали книжный шкаф, говорите: "Я – книжный шкаф, Я стою у
стены". Поместите на некоторое время свой центр сознавания в этот объект. Вы –
этот объект, переживающий и воспринимающий вселенную и
|
|