Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Гештальт :: Джон Энрайт - ГЕШТАЛЬТ,ВЕДУЩИЙ К ПРОСВЕТЛЕHИЮ ИЛИ ПРОБУЖДЕHИЕ ОТ КОШМАРА
<<-[Весь Текст]
Страница: из 68
 <<-
 
е хуже 
другого. Почему бы ни говорить просто о том, что сознается, забыв о том, 
концептуализация это или реальное переживание. Важность различения в том, что 
представления становятся фиксированными и неподвижными, в то время как 
актуальный опыт текуч и все время меняется. В тот момент, когда человек, 
изворачивавшийся и старавшийся избежать переживания своей тревоги, наконец 
обращается к актуальному опыту, ощущает свой кишечник, свою дрожь, – он 
полностью проживает все, что он чувствует, и сознает это. В результате его 
переживания меняются – обычно (хотя и не обязательно и не всегда сразу) в 
направлении уменьшения тревожности. 

Пока человек фиксирован на том, чтобы не переживать полностью то, что есть, 
изменение не кажется возможным, фиксированность препятствует ему. Это 
определенный взгляд на психические расстройства: симптомы являются результатом 
непереживаемого, неосознаваемого опыта, побочными продуктами неистового 
стремления избежать сознавания определенных переживаний. Когда человек 
оказывается в состоянии принять этот опыт и пережить его, симптомы и страдания 
исчезают. 

Это один из способов описания феномена, который называется в Гештальте 
"незавершенным делом", когда человек отказывается пережить какой-то опыт до 
конца или завершить какое-то действие. Некоторая часть энергии при этом 
связывает стремление пережить опыт или завершить действие, а еще большее 
количество энергии мобилизуется сопротивлением переживанию. Результат похож на 
упражнения в динамическом напряжении: большее напряжение в растяжке и никакого 
движения. 

Чем больше в организме присутствует таких незавершенных дел и непережитых 
опытов, тем меньше энергии остается для других действий и других переживаний. 
Можно сказать, что суть гештальттерапии состоит в том, чтобы сдвинуть человека 
от концептуализации к переживанию опыта. Гештальттерапия заканчивается, когда 
человек обретает способность полностью рассказать об актуальном опыте, который 
он переживает от момента к моменту, обо всем том, что происходит в нем по мере 
его движения по жизни, чем бы это не было. 

Эксперимент 4 

Повторите первоначальный эксперимент на сознавание, но с одним отличием. Говоря 
о своем сознавании, используйте вместо "сознаю" слово "замечаю" или "наблюдаю". 
Делайте это, когда вам ясно, что сознаваемое действительно присутствует в 
ощущении в данный момент. Когда ясно, что сознаваемое, о котором вы говорите, 
это просто представление, воспоминание или фантазия, – воспользуйтесь словами 
"представляю". Если вы сомневаетесь по поводу того, что это, или если это 
кажется смесью того и другого, используйте первоначальное слово "сознаю". 
Например, в первоначальном эксперименте вы могли сказать: "Сейчас я сознаю, что 
немного утомил Джона". В новом варианте вы можете сказать: "Я замечаю, что Джон 
зевает и смотрит вниз. Я представляю, что я его, наверное, утомил". 

Практикуйтесь в этом, пока не станете сравнительно легко и быстро отличать, 
действительно ли вы замечаете что-то, или воображаете, то есть представляете 
его. В этом могут быть свои тонкости. Если человек, который только что сидел с 
вами в комнате, встает и направляется к двери в кухню, а через 30 секунд вы 
говорите: "Сейчас я сознаю, что Джон пошел на кухню", – то это, скорее всего не 
сознавание, а память, и слова "представляю себе" были бы более точными, потому 
что в этот момент он уже на кухне, а не идет на кухню. То, что он идет, 
существует только в вашем воображении. 

Продолжайте наблюдать в жизни реальный опыт и концептуализацию в себе и других. 
Когда различение станет более ясным, обратите внимание на то, как это различие 
действует на ваше ощущение в жизни – то есть на ощущение себя живым – и на ваше 
общение с другими. Различите, когда вы имеете дело преимущественно с 
представлениями, а когда – с прямым опытом. 

Есть несколько признаков отвлечения от чистых переживаний. Один из них – это 
любого рода обобщения. Как только люди начинают говорить о том, что они обычно 
переживают "часто, когда...", мы знаем, что они не имеют в виду конкретного 
опыта, а говорят о понятиях или обобщениях, и в этой ситуации может произойти 
лишь немногое. Это будет так, пока они остаются на этом уровне. Решающим 
является то, перейдут ли они к тому, что актуально происходит, то есть к 
актуальному опыту определенной ситуации, или нет. 

Любое обращение ко времени – другой показатель возможного уклонения от полного 
переживания. Например, обращение к будущему событию почти неизбежно означает, 
что говорящий не перейдет к конкретности. Можно быть очень конкретным 
относительно прошлого события, но это лучше всего происходит, когда мы просим 
человека оживить это прошлое событие, говоря о нем в настоящем, а не оставляя 
его в прошлом посредством использования прошедшего времени. 

Переживание может быть осуществлено только сейчас, в то время как представления 
растянуты во времени. Так что если человек хочет быть открытым, хотя бы в 
возможности переживания, он должен быть в настоящем. Говоря о прошлом событии, 
он должен воспроизводить ег
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 68
 <<-