|
асто выражение лица отражает вполне определенную эмоцию. Бели эмоция понятна,
посмотрите, не появился ли некий фокус или объект этой эмоции. Это может
произойти, а может и не произойти. Посмотрите, не возникнут ли специфические
воспоминания о каком-нибудь времени или месте.
Важно не форсировать этот процесс. Просто будьте открыты к возможности всего
происходящего и отмечайте, когда оно происходит. Если, например, вы начинаете
сознавать гнев, не уходите из этого переживания, задавая вопрос: "Чего это я
сержусь?", – а просто оставайтесь в нем. Пусть чувство гнева продолжается,
дайте прийти вместе с ним и другим образам, а не отходите в сторону, спрашивая
"почему?".
Запишите или расскажите, что произошло с вами. Если вы растерялись при
выполнении этого эксперимента, попробуйте еще раз. Часто нужно несколько
попыток, прежде чем люди научаются делать это.
В этом эксперименте может возникнуть много различных вещей. Часто люди
переживают эмоции к чему-то, и это то, что они давно носили с собой, сами того
не замечая. Это может быть воспоминание большой давности, но чаще это что-то
более близкое по времени.
На лице расположено много мышц, хорошо снабженных нервными окончаниями. Лицу
доступно огромное количество различных тонких выражений. Лицо гораздо более
важно в общении, чем обычно думают, причем не только в общении с другими, но и
в общении с самим собой. Тонкость и разнообразие переживаний основаны на
обратной связи центральной нервной системы с мышцами лица.
Каждое сообщение о сознавании чего-либо в одном из экспериментов или вообще в
жизни, может рассматриваться с точки зрения того, насколько это прямой опыт, а
насколько представление об опыте.
Если вы записывали на магнитофон вашу первую попытку проделать упражнение по
сознаванию, то прослушайте эту запись. Если нет, повторите эксперимент и
отметьте каким-либо образом то, о чем вы говорите, перенося фокус своего
внимания от момента к моменту.
Отметьте, что сознавание, о котором говорили вы или говорят другие люди,
существенно отличается по ощущениям от непосредственного опыта сознавания.
Например, если человек во время эксперимента говорит: "Я сознаю возникающую
тревогу", – мы в действительности не знаем, что он на самом деле переживает.
Если мы спросим, не мог бы он более точно описать свои ощущения, то кто-то
может сказать: "Я чувствую некоторое напряжение в горле, и у меня слегка потеют
руки", а другой скажет: "Я чувствую тяжесть внизу живота, и у меня напряглись
ноги".
Говоря о тревожности, люди основываются на совершенно различных комплексах
сенсорных переживаний. Кто-то еще, сообщая о том, что он сознает, может начать
говорить весьма поэтично: "Это похоже на вихрь, бушующий в голове" или "Я
чувствую себя так, словно передо мной внезапно появился мой лучший друг".
Такого рода сравнения что-то передают, но могут также использоваться как
препятствия к полному переживанию опыта. Говорящие могут так использовать свое
воображение, что вызывать в слушателях чувства, которых сами не испытывают.
В эксперименте со своим лицом вы могли заметить, что сознавание, начинаясь
весьма смутно и обобщенно, становится все более точным и четко локализованным в
определенных мышцах лица. В то же время связанная с этим эмоция становится
яснее. Представление "Я чувствую тревогу" – это довольно сложное заключение,
основанное на большом количестве переживаемых впечатлений. Будучи выводом или
гипотезой, а не непосредственным опытом, оно представляет собой сложную смесь
переживаний и представлений об опыте.
Соотношение опыта и представление об опыте количественно варьирует. Например,
если вы затрудняетесь в формулировках и в самом сознавании, вы можете
пробормотать что-то о дискомфорте. По мере уточнения вы можете прийти к
взволнованности. Это может быть триумфом сознавания в данный момент, то есть
максимумом того, что вам доступно. Это самое близкое расстояние, на которое вы
можете подойти к действительному переживанию. Разницу заметить нетрудно. Если
утверждение "Я сознаю, что нервничаю" произносится плоским деловым тоном, это
почти наверняка представление говорящего о его опыте. Если это говорится с чуть
покрасневшим лицом, с неспокойным телом, с придыханием и опущенными глазами –
мы можем предполагать, что в этот момент сознавание включает большую долю
непосредственного опыта, хотя его словесное описание похоже на представление.
Вообще говоря, может быть нечто вроде континуума концептуализации (совокупности
представлений по поводу опыта), и если человек начинает с этого континуума, то
рост сознавания сопровождает движение к более полному переживанию, отходу от
концептуализации.
Возможно, вы недоумеваете, зачем все это нужно. Одно сознавание ничем
|
|