Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Гештальт :: Джон Энрайт - ГЕШТАЛЬТ,ВЕДУЩИЙ К ПРОСВЕТЛЕHИЮ ИЛИ ПРОБУЖДЕHИЕ ОТ КОШМАРА
<<-[Весь Текст]
Страница: из 68
 <<-
 
рения. 

Одно из упражнений, в которых удается поймать след этого трудно уловимого 
создания – намерения – упражнение с выбором: "дано или выбрано". Иногда можно 
заметить, что выбирается "а", чтобы избежать "б". В чем состоит намерение 
избегания "б"? Может быть окажется, что вы не хотите думать то-то и то-то по 
этому поводу. Это -первый проблеск того, что во второй части будет центральной 
темой в качестве создания имиджа. Хотя иногда здесь возникает опасность 
бесконечного регресса – "каково ваше намерение в выражении этого намерения?" 

Практически следование за намерением кончается довольно быстро. Ясное и точное 
следование за намерением требует некоторой искусности в сознавании. Я редко 
предпринимаю слишком большие заходы в этом направлении с наивными пациентами, 
пока они не пройдут некоторое обучение. Вместе с тем, это способ тренировки 
сознавания, может быть даже более фундаментальный, чем различение 
"наблюдаю-воображаю". 

"Хочу" и "нуждаюсь" также часто появляются в повседневном сознавании. Они тесно 
связаны с намерением, но более поверхностны. "Хочу" основано на сравнении с 
представляемой ситуацией изобилия и основано на представлении об отсутствии. 
"Нуждаюсь" может относиться к действительной потребности, но чаще – 
безответственный способ выражения "хочу". Если вам действительно что-то нужно 
для выживания, это, конечно же, у вас есть, так что перевод "мне нужно" будет 
"мне очень этого хочется и вы должны мне это дать!" 

3. Определение 

Под определением или приписыванием я имею ввиду процесс обнаружения, или точнее,
 – назначения источника или расположения содержания сознания. Если я сознаю 
какое-то чувство, которое я решил на основе быстрого сравнения назвать гневом, 
следующий вопрос – где оно расположено или откуда оно проистекает? Это не такой 
легкий вопрос, и на него не так просто ответить, как кажется. 

При некотором размышлении становится ясно, что гнев, который я чувствую – во 
мне, но возникает ли он реально во мне, или является резонансом, ответом на 
ваш? Хотя слово "проекция" используется во множестве смыслов и значений, я 
предпочитаю обозначить им неправильное определение: неправильное помещение в 
некоторый внешний источник чего-то, что лучше было бы рассматривать, как 
возникающее во мне. 

4. Проекция как форма определения 

Этот раздел – моя статья "Побудь этим: проекция и игра в гештальттерапии", где 
рассматриваются некоторые практические методы обнаружения, переживания и 
изучения проекции. 

"Ты проецируешь" – частое замечание в терапии и в инкаунтер-группах. В любом 
случае на это имеет смысл ответ "Конечно". Переживание собственного чувства или 
готовности к действию как свойству чего-то или кого-то вовне вполне обычно. 
Хорошо это или плохо, но мы делаем это постоянно. Мера нездоровья в этом 
зависит лишь от упорства. Цель этого замечания – предложить использовать этот 
фундаментальный человеческий процесс в работе вместо того, чтобы терять энергию,
 противодействуя ему или критикуя его; предложить пойти за ним в качестве 
упражнения, увеличивающего сознавание и развивающего более живые чувства и 
восприятия. Это не новая техника. Художники и артисты, в частности японские, 
использовали ее в течение веков. Я встречался с этой техникой в качестве 
салонной игры. В свое время вариации ее давал Фриц Перлз. Однако терапевты и 
руководители групп недооценивают ее простоту и широкие возможности. Я 
пользовался этим методом тысячи раз и хотел бы поделиться несколькими 
конкретными случаями и возможными вариациями. 

В терапевтической или инкаунтер-группе я обычно предлагаю это упражнение а 
паузе или перерыве, предлагая каждому оглядеться вокруг и выбрать объект, 
который привлечет его. Затем каждый в течение нескольких минут старается 
отождествиться со своим объектом, то есть говорить нечто, как будто он и есть 
этот объект: описывать его, но говорить я. Когда я вижу, что большинство 
остановились (каждый делает это про себя), я предлагаю, чтобы каждый вернулся к 
упражнению, добавив еще одну-две вещи. 

Часто момент остановки возникает как раз тогда, когда человек подбирается к 
чему-то особенно интересному. Почти всегда несколько человек в группе 
оказываются сильно взволнованными тем, на что они набрели и делятся своими 
проекциями с группой. Удивительно сильные чувства и значительная вовлеченность 
развиваются этим упражнением в течение одной-двух минут. Это может происходить 
даже при группе в несколько сотен человек, встретившихся в первый раз. Например,
 женщина, отождествившая себя со светильником на потолке, поражается, слыша, 
как сама она говорит: "Я очень старомодна и обвешена бесполезными украшениями...
 Мне приходится выдерживать тяжелый груз... И никто мне не помогает. Ближайший 
светильник далеко, и мне приходится нести мою часть нагрузки в о
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 68
 <<-