|
лесенке прямо рядом с
комнатой, где мы занимались. Каждый раз при этом говорящий отмечал: "Сейчас я
сознаю, что кто-то проходит вверх (вниз) по лесенке...". Когда мы начали
обсуждать упражнение, я показал участникам небольшую деревяшку и молоток;
постукивая молотком по деревяшке, я мог воспроизводить звук, очень похожий на
стук каблучков по лесенке. В действительности я не делал этого во время
упражнения, но ясно, что это могло бы быть в таком случае говорящий мог сказать
о таком же сознавании.
Это яркая иллюстрация следующего различения – разделение "Я сознаю" на
"Наблюдаю" и "Воображаю", т.е. представляю себе. "Наблюдаю" относится к
чувственно данному в момент говорения, а "Представляю" – ко всему остальному:
предположению, как в случае каблучков на лесенке, воспоминаниям и пр. Это
наиболее яркое и, может быть, наиболее полезное из всех различий. Я советую
людям практиковаться в этом, пока они не приобретут такого же искусства, как в
вождении машины, то есть пока это не станет почти второй природой –
осуществлять это различение, двигаясь по миру.
При этом мне предполагается, что в представлении или воображении есть что-то
плохое, хотя это одна из специфически человеческих функций, она придает жизни
глубину и качество, источник творческих изменений во внешней реальности.
Проблема возникает лишь тогда, когда то, что могло бы быть, путается с
реальностью – тем, что есть.
Вот пример применения этого различения. "Я сознаю, что ты мной недоволен" –
превращается в:" Я вижу, что ты хмуришься. Я воображаю, что ты недоволен".
После некоторой практики и при некотором внимании это превращается дальше в "Я
вижу, что губы у тебя кривятся и брови слегка морщатся. Я воображаю, что ты
хмуришься. Я вижу, что твой взгляд направлен в мою сторону. Я воображаю, что ты
смотришь на меня, и что твоя нахмуренность имеет ко мне какое-то отношение."
Вполне возможно, что человек действительно хмурится и недоволен мною. Но важно
понять, что такое восприятие – это нечто, созданное мной, верно оно или нет.
Таковы основные различения, с которыми я работаю. Возможны и другие. Например,
я еще не изучил различения (хотя оно меня интересует) существительного и
глагола, который следует за "сейчас я сознаю": предпочтения могут быть
интересными и значимыми.
Пользуясь этими средствами – натуралистическим следованием континууму
сознавания и структурированными различениями – мы можем начать исследовать то,
что находится под поверхностью сознавания, не спекулируя по поводу причин
потока сознавания, а посредством побуждения самого сознавания двигаться глубже
первого приближения.
Универсальные процессы в сознавании
Три основных процесса глубже сознавания – это сравнение, намерение и
определение.
1. Сравнение
Однажды довольно продвинутая в сознавании женщина сказала: "Сейчас я сознаю,
что Мери высокая, и..." Я остановил ее и спросил: "Откуда вы знаете, что Мери
высокая?" Постепенно прояснилось, что говорящая в какой-то момент быстро
сравнила Мери с картиной средней женщины, каким-то образом существующей в ее
памяти. Сравнение было очень быстрым, совершенно несознаваемым, хотя когда мы
остановились и стали внимательно это рассматривать, осознать его оказалось
возможным.
Хотя акт сравнения почти никогда не сообщается в качестве содержания сознания,
и редко доступен сознаванию без специального особого внимания. Акт сравнения
воспринимаемого с некоторой представляющейся альтернативой лежит в основе
невероятного количества содержания сознания. Существуют четыре основных вида
формальных логических сравнений.
Сравнение, скрытые в кажущемся описании. "Я сознаю маленькое дерево..." – хотя
маленькое кажется описанием, оно содержит скрытое сравнение, подобное
вышеописанному – высокая Мери. Дерево, которое кажется маленьким среди секвой,
может быть названо большим среди рощи саженцев. Это не является проблемой,
когда речь идет о размере дерева, но когда делается утверждение, вроде "Моя
жена всегда держит дом в чистоте" – возможны более серьезные последствия, и
вопрос "по сравнению с кем" может быть полезным, чтобы выудить формальное
сравнение, лежащее под этим описанием.
Другого рода формальное сравнение содержится в утверждениях об изменении или
отсутствии изменения. "Я все еще испытываю..." или "Это, кажется, не изменилось.
.." основываются на формальном сравнении того, что есть, с некоторым
представлением о том, что было – как правило, неполным и искаженным.
Оценки, предпочтения и выбор, основанный на формальных или творческих актах
сравнения. Это становится очевидным в момент рефлексии, но как акт редко
переживается. Несколько лет назад я в своей машине ждал очереди у бензоколонки.
Когда водитель передо мной получил шланг, служащий сказ
|
|