|
ите
к чувству "Теперь мне хочется остановиться", иногда деликатно представляемому
"Мне пора остановиться" или "Надо дать возможность и другим". Если вы просто
сообщаете об этом пару раз как о содержании сознавания и продолжаете, – очень
вероятно, что появится что-то особенно интересное – нечто, что заставляет вас
ерзать и чувствовать, что сейчас что-то будет. Как будто вы знаете, что
некоторое содержание, чуть более волнующее и неконтролируемое, чем обычные,
ищет себе дорогу, и вы решаете, что, может быть, безопаснее остановиться прежде,
чем оно появится.
Если вы внимательно наблюдаете кого-то, выполняющего это упражнение, вы скоро
начнете отмечать особенные качества поведения, сопровождающие моменты
сознавания – ерзание, интенсивность, связанность с реальной ситуацией. Вместе с
тем, временами вы заметите, что человек говорит о чем-то без этого качества
живости – вовлеченности, в иные моменты вы можете заметить, что эта
вовлеченность относится к одной области, в то время, как человек говорит о
другой. Я видел, как люди перечисляют, что они сознают, тусклыми, безжизненными
голосами, бросая в то же время быстрые взгляды на кого-нибудь в группе,
выказывая все признаки реальной вовлеченности; и лишь через несколько минут
человек может с некоторым удивлением и вовлеченностью сказать: "А сейчас я
сознаю Мейбл..." – я думал, он никогда этого не заметит!
Это наблюдение ведет к новым возможностям разговора о сознавании. Организм
всегда фокусируется – то есть телесно внимает – тому и на том, что для него
важно. Объекты фокусирования меняются по мере возникновения новых внутренних
потребностей, их исчезновения, смены и т.п. Когда я чувствую жажду, я буду
искать что-то, что может ее утолить; когда жажда утолена (или если, наоборот,
ясно, что такая возможность мне в ближайшее время не представится) то фокус
может переместиться на что-либо другое. Фокус может сдвигаться, но всегда есть
какая-то фокусировка. Сознавание – это зона пересечения постоянно сдвигающегося
фокуса внимания тела с сознанием.
Введение структуры в континуум сознавания
Когда мы натуралистически наблюдаем течение сознавания, это наблюдение может
вмешиваться, ускорять или расширять сам процесс. Одна из форм вмешательства
состоит в том, что сторонний наблюдатель подмечает внешние признаки
возникающего фокуса, а затем предлагает делающему упражнение включить их в свое
сознавание и посмотреть, как оно изменится. Это звучит просто, но это – суть
Гештальттерапии.
Пока же попробуем вмешиваться не так глубоко. Существуют определенные
воспроизводящиеся полярности, альтернативные возможности в том, как сознавание
приходит или выражается. И можно многому научиться, обращая на это внимание.
Каждая из этих полярностей, каждое из этих различений может быть основой
простого упражнения в сознавании. Это формальные аспекты сознавания,
независимые от содержания, и их можно предложить человеку, осуществляющему
континуум сознавания, как структуру сообщений.
Первое различение – отмечать для каждого сообщения о сознавании, было ли оно
выбранным или данным. Сообщая о каком-то определенном содержании, имею ли я
дополнительные чувства, что я мог сказать несколько вещей и из них выбрал эту
одну, или она кажется прямо здесь присутствующей, данной, и только о ней я и
могу сказать? Внезапный громкий звук посреди эксперимента обладает обычно этим
качеством данности. Если читатель пробует выполнять упражнение по мере чтения,
он может остановиться здесь и посвятить несколько минут выполнению континуума
сознавания под магнитофон, добавляя это различение. Люди сильно различаются в
том, как они переживают. Это различение "данного – выбранного" лишь отчасти
связано с объективным качеством стимулов. Более полно мы рассмотрим его в пятой
главе.
Два тесно связанных различения могут быть рассмотрены под общим названием
оценки. Одна оценка – это различение приятного и неприятного. Это связано
прежде всего с телом: пристальное внимание может дать возможность почувствовать
приятное, как движение тела к стимулу, а неприятное – как отталкивание,
отторжение. Выполняя континуум сознававания, просто добавляйте: "Сейчас я
сознаю..., и нахожу это приятным (или неприятным)" после каждого сообщения.
Если добавить нечего (то есть такого рода оценка не возникает), – можно
попробовать угадать или попробовать то или иное: часто чувство начнет возникать.
Другого рода оценка, которая кажется исходящей, метафорически говоря, больше из
головы, чем из тела – это суждение. Для исследования такого рода оценки можно
добавлять после каждого сообщения о сознавании: "Я нахожу это хорошим (плохим)",
точно так же пользуясь попыткой угадать, если оценка не возникает сразу.
Когда то и другое некоторое время практиковалось независимо, может быть
одновременно обескураживающим и завораживающим попробовать их вместе: "Я сознаю
то-то и то-то, и нахожу это приятным и считаю дурным!"
Следующее различение лучше всего ввести на примере. Однажды во время группы,
когда выполнялось основное упражнение на континуум сознавания, секретарша на
высоких каблучках несколько раз проходила вверх и вниз п
|
|