|
надеюсь развить и расширить в следующей книге. У меня нет пока
названия для этой линии работы – она занимается структурой и фактурой
человеческого опыта, тем, как реальность человека конструируется,
приспосабливается, поддерживается и выражается. Гештальт был огромной
поддержкой для меня в этой работе, так что справедливо, что первые ее наброски
появляются в книге о Гештальте. Но продолжение работы потребовало от меня
отхода от Гештальта, так что развитие этой темы уместно в книге, не
центрированной на Гештальте.
Перечитывая выше написанное, я ощутил нечто весьма серьезное, гораздо более
серьезное, чем то, что мне хотелось бы выразить. У книги есть и третья цель: в
ней содержится множество увлекательных, интересных и бросающих вызов идей,
формулировок и упражнений, которые могут быть полезными, откуда бы они не
исходили, просто в контексте самой жизни. Читайте, используйте и получайте
удовольствие, если вам хочется, и не обращайте внимания на проблемы Гештальта
или не Гештальта, и прочие, в которые я время от времени погружаюсь столь
глубоко.
ЧАСТЬ I. ФОН
В ранние дни для меня Гештальттерапией был Фриц Перлз. Хотя позже я научился
уважать и других, в особенности Джима Симкина и Уолта Кемплера, именно Фриц
представлял для меня суть этого взгляда на жизнь. Поэтому первая глава этого
раздела, "Памятные геммы", содержит истории и образы, которые вспоминаются мне
из первых лет приобщения к Гештальту и Фрицу. Многое в моем овладении
Гештальтом было медленным развитием и углублением понимания этих ранних случаев.
Понадобилось несколько лет, чтобы эти моменты научили меня всему, что в них
содержалось и мета-обучение, обучение посредством историй и образов, остается
весьма ценным.
Довольно рано я стал отходить от модели, которую Фриц основательно впечатал в
Гештальт – модели терапевта, глубоко работающего с одним человеком перед
группой. Фрицу это нравилось, отчасти по причине его собственного
эксгибиционизма; мне же казалось, что эта модель поощряет авторитаризм,
зависимость от ведущего и самораскрытие терапевта, деструктивное как для него
самого, так и для пациента. Я начал относиться к Гештальту как к позиции по
отношению к жизни, которая может развиваться и поддерживаться посредством
использования упражнений и практики сознавания. Ведущий может быть полезен для
организации этих упражнений и обучения им. В целом они более эффективны, если
выполняются в присутствии других, но представление о терапевте, который делает
это с пациентом, кажется мне все менее соответствующим сущности Гештальта.
В 1970 году я начал проводить большие публичные вечера и короткие семинары под
названием "Практика Сознавания". Я обнаружил, что некоторые из упражнений на
сознавание могут использоваться в аудитории из 300 человек, не теряя своей
эффективности, а может быть даже и выигрывая. Присутствие столь большой
аудитории, возможно, даже увеличивало интенсивность определенного рода опыта.
Вторая глава – "Гештальт беглым взглядом" – слегка отредактированная запись
одного из таких коротких семинаров, для небольшой группы, около 40
студентов-психологов Университета в Вашингтоне. Здесь делается акцент на
упражнениях в сознавании тела.
В начале следующей главы описывается другой краеугольный камень таких коротких
семинаров – упражнения на проекцию и отождествление. Остальная часть этой главы
– Рассмотрение сознавания – обзор основных средств гештальттерапии и их
применения. Я режу этот пирог несколько иначе, чем делал Фриц, так что
некоторые акценты его текстов, такие как "здесь и сейчас", у меня появляются
редко. То, что в них содержится, для меня вбирается в такие понятия как
интенция намерение или сравнение. Все представления этой главы использовались
Фрицем, но акцент на их систематическом использовании – мое добавление. Фриц не
очень-то любил систематичности и повторения! Фриц часто упоминал о феномене
сравнений, иногда называя это игрой в "соответствие – представление" о
намерении, что тоже явно содержатся в его работах. Но лишь когда я изучил их
систематически, я понял их абсолютно центральную роль в процессе сознавания.
Точно так же различие между представлением-понятием и опытом-переживанием столь
фундаментально для мышления Фрица, что вообще едва упоминается. Я же
предпочитаю ставить это в центр.
Глава 1
ПАМЯТНЫЕ ГЕММЫ
Некоторые из очень основательных моментов обучения Гештальту остались во мне в
форме образов или историй – конкретных целостных воспоминаний о событиях,
небольших, но живых. Они могут быть проанализированы и разложены на
составляющие, но истории сами по себе – обучение, и остаются живыми после всех
анализов и точных формулировок, которые из них время от времени извлекаются.
Фриц
Впервые я увидел, как Фриц работает со снами в Лос-Анжелесе в 1963 году.
П
|
|