|
ковину, но вы никогда не узнаете его. Целые
мешки инсайтов, которые люди таскают с собой, могут быть так же полезны, как
раковины; мой опыт говорит мне, что они являются скорее препятствиями, чем
путями к новому, свежему сознаванию. Вчерашний инсайт – сегодня прошлое, а
завтра – сопротивление.
Представьте себе рулон ткани из ниток разных цветов. Большинство нитей серые и
неяркие, но есть одна полоска красного цвета, пробегающая через всю ткань.
Иногда красная нить едва видна, окутана серыми, иногда она заметна и ярка. Она
в любой момент где-то есть, хотя часто окружена и заслонена серым. Если ткань –
это сознание, то переменчивая полоска красного цвета – это сознавание,
проходящее через него, вперемешку со всем остальным. Невозможно предсказать,
где она будет, она уходит на задний план в одном месте, и внезапно вновь
появляется в другой части ткани.
Сознавание обладает, так сказать, собственным умом. Это живое качество момента,
не его содержание. Можно сравнить его еще с ручейком, где-то скачущим водопадом,
где-то уходящим под землю, затем снова выбегающим на землю. Сознавание это
вода, а не русло. Живое сознавание в некий момент может быть в словах, в
словесном содержании, в следующий момент сознавание уходит из них и
перебрасывается в заботу говорящего о том, что вы о нем думаете, которая может
быть проблеснет в глазах, в этот момент жизнь сознавания – во взгляде. Затем,
возможно, переживается момент какого-то гнева, и сознавание переходит на
напряжение каких-то мышц руки говорящего. По существу все, что делает
гештальттерапевт – следит за течением этого качества, не обманываясь
постоянными сдвижками содержания и форм, в которых проявляется эта жизнь.
Сознавание, движущийся момент пересечения сознания с сейчас – существенная
материя гештальттерапии. В этой главе мы рассмотрим некоторые пути изучения и
практики сознавания и некоторые возможные результаты этого изучения и практики.
Континуум сознавания
Основной гештальтистский прием изучения сознавания – это континуум сознавания –
натуралистический процесс простого наблюдения с абсолютным минимумом структуры
или руководства. Это может быть практикуемо в одиночку или с другими, в
качестве медитации, то есть как основной фокус внимания, или по ходу других дел.
Инструкции просты: начинать предложение словами "Сейчас я сознаю...", и
заканчивать тем, что доминирует в сознавании в данный момент. Чтобы это было
гештальтистским упражнением, нужно удерживать начало "Сейчас я сознаю...", хотя
постепенно это начинает проговариваться коротко или во внутренней речи. Без
этого предложения, которое удерживает настоящее в каждый момент, упражнение
может перейти в свободные ассоциации или, как Фриц называл это, свободные
диссоциации.
Если есть возможность, читатель может остановиться и проделать это упражнение в
течение нескольких минут, с помощью магнитофона, и держать пленку под рукой к
тому времени, как мы перейдем к обсуждению упражнения. Бели вы делаете это, и
если у вас возникают ощущения, что вы собираетесь остановиться, отметьте, что
сознаете это, и продолжите еще немного.
Нет возможности выполнить это упражнение неверно, хотя некоторые и стараются
потерпеть неудачу изо всех сил. Некоторые люди характеристически привязаны к
трудностям выполнить инструкции или преуспеть в выполнении задания. Я рад
предупредить таких людей, что им действительно придется трудно. Сознавание того,
что "мне нечего сказать" или "я не сознаю ничего" так же хорошо в данном
упражнении, как и пиковое переживание. "Мой ум пуст" – прекрасно, отметьте это
и продолжайте. Как только люди прислушиваются к пустому, многое проявляется из
него, и оно становится полным. Фриц любил говорить о плодородной пустоте, о
Ничто, из которого истекает сознавание; это переживание может повторяться в
этом упражнении.
Мы сразу же замечаем, что это редко – плавное течение. В нем есть паузы,
колебания, неожиданные скачки. Мы можем пережить их в себе и можем слышать их,
когда другие делают упражнения. Когда мы слушаем, как кто-то выполняет
упражнение, мы можем услышать моменты, звучащие как выбор или решение сказать
то или другое, хотя, если это и моменты выбора, о них редко сообщают именно как
о таковых. Иногда поток течет очень плавно некоторое время, и мы можем
догадаться, что человек наткнулся на уловку, облегчающую задачу вроде
каталогизирования: сейчас я сознаю окно, дверь, стены, ковер... Можно
продолжать автоматически и перечислять элементы выбранной категории, пока не
надоест.
Уже давно, делая это в группе, мы заметили невероятные различия в широте и в
типах опыта, или в областях опыта, на которых люди фокусируются. Одни почти
целиком остаются при внешнем виде и цвете, другие в течение многих минут не
касаются видимого материала. Одни замечают в группе почти исключительно вещи,
имеющие отношение к другим людям, другие рассказывают о том, что происходит в
них, и не замечают других людей. Те, кто начинают это упражнение в группах,
часто изумляются тому, что слышат от других вещи, которые им самим никогда не
пришли бы в голову, хотя когда кто-то об этом уже сказал, они могут подтвердить,
что переживали такие же вещи.
Я уже отмечал, что когда вы выполняете это упражнение, вы, возможно, прихо
|
|