|
" – сожаление часто является основным тоном
чувствования.
В этом потоке может происходить множество вещей: внезапный сдвиг в том, что мы
замечаем, сдвиг в чувствах относительно этих вещей. Или наоборот: сдвиг
чувствования и вслед за ним сдвиг замечания. Мы можем делать одно, например
говорить по телефону, но при этом сознавать, что мы машинально чертим что-то на
бумажке, или еще что-то. Как погода, сознание постоянно меняется. Однако, так
же, как и в случае погоды, может быть несколько лежащих за видимыми переменами
тем или принципов, на которых основывается все разнообразие.
Что же такое сознавание среди всего этого? Если это не синоним сознания, то что
в него входит? Многое происходит, многое регистрируется. Может быть сознавание
– это регистрирование? Акт регистрирования? Или это то, что мы делаем? Действие
делания? У нас могут быть длинные промежутки, которые кажутся свободными от
регистрирования, пустые мечтания, и все же, если внезапно спросят, мы можем
оглянуться назад и вспомнить впечатление или действия, которые, как нам кажется,
мы не регистрировали в то время.
Делание – это очевидно не сознавание, потому что многое из того, что мы делаем,
даже сложные двигательные акты, даже – приходится сказать – значительная часть
разговоров, – вполне автоматичны, выполняются на уровне органической
деятельности, высоко интегрирование, но без сознания. Лунатизм редкий и
драматический пример того, что происходит с каждым постоянно в менее
драматической форме.
Сознавание не находится ни в каком содержании или действии. Его суть –
связанность любого содержания с любым другим из актуальной ситуации, в которой
это происходит.
Сознавание как одновременное делание и знание
Пациент или друг может рассказывать вам, со значительным жаром о недавнем
событии, когда шеф что-то ему сделал. Он увлечен историей, в ней есть энергия.
Вдруг он каким-то образом замечает свой пыл, с которым он пытается доказать вам,
что он прав в этой ситуации. Мгновенно происходит расслабление – высвобождение
его напряжения. Он может слегка улыбнуться, возникает момент смягчения, в этот
момент он действительно разговаривает с вами. До этого, только что, он больше
говорил вам, чем разговаривал с вами, слова не формировались прямо здесь, а
были как бы заранее заготовлены и воспроизводились, как из радиоприемника.
Сознавание – это не содержание того, что он в этот момент понял, – это сам
момент понимания, живой акт переживания "что – он – делает – когда – он – это –
делает". Произошло мгновенное расширение поля его сознания, это не еще один
факт в истории, который он рассказывает, а факт контекстуального отношения
истории к данной актуальной ситуации. Само содержание как таковое скоро
потеряет свое особое качество сознавания и останется просто фактом, процесс
сознавания может продолжаться, а может и нет.
Если этот особый процесс сознавания продолжается, он войдет более глубоко в
настоящее время этой ситуации. История может быть оставлена, и приятель может
сказать что-то вроде: "Знаешь, твое мнение действительно для меня важно" – и
это может быть следующим шагом в сознавании, если для него в этом есть свойство
живости и свежести, и новизны. Это может быть также и знакомым, заранее
предположенным, утверждением ради манипуляции вами, и в этом случае его
сознавание, если оно есть, направлено куда-то еще, может, в оценивание того,
насколько успешна его манипуляция.
Итак, что же такое сознавание? Это мгновенное расширение, раздвигание границ
того, что видится как соединенное и соотнесенное. Расширение перспективы –
слова, близко передающие, на что похоже сознавание, за исключением того момента,
что перспектива обычно предполагает дистанцию, а сознавание никогда не
отдалено, оно всегда в соприкосновении с тем, что в него входит.
Оно состоит в том, что больше элементов видится одновременно, причем видятся
они как связанные, интегрирование. Всегда что-то из того, что видится как
соединенное и связанное, присутствует здесь и сейчас, как часть текущей
ситуации. Поэтому в сознавании всегда есть элемент новизны. Если человек
говорит, что он сознает то же, что и раньше, вы можете быть уверены, что он
говорит о чем-то другом. Содержание сознаваемого момента может продолжаться,
это может быть формулировка, сознаваемая в настоящий момент, но продолжение
сознавания не связано с этой формой. Если сознавание продолжается, оно должно
перетечь в какую-то другую форму.
Оно распознается по своему качеству, а не по содержанию. Содержание для
сознавания – как раковина для моллюска, который выращивает ее как свой дом.
Раковина может просуществовать столетия, и другие подобные моллюски будут
роиться вокруг нее прямо сейчас, живые и благополучные. Но тот моллюск, который
создал раковину, мертв. Вы можете многое узнать о нем, может быть, даже что-то
важное, изучая оставленную им р
|
|