|
ь на вас и сказать, что вы закрыты. Гештальт
стремится помочь вам ясное сознавать то, что существует для вас самих. В лучших
проявлениях Гештальт не интерпретирует, не накладывает на вас ничего. Если я
действительно работаю в духе Гештальта, ничто из того, что я знаю о вас, не
имеет такой ценности, как то, что вы знаете о себе. Если я продолжаю видеть вас
закрытым и настаиваю на этом, когда вы говорите, что вы открыты, мне нужно
посмотреть на свои собственные проекции.
У.: Если вы ведете группу Гештальта, и кто-то работает, а вы говорите: "Почему
ты действительно не входишь в этот момент, сосредоточься на этой вещи, которую
ты делал..." – это звучит так, будто вы имеете гипотезу относительно этого
момента.
Энрайт: Да, это так звучит, но можно надеяться, что это не так. Если у меня и
есть гипотеза, хорошо бы, чтобы ее не было. Это энергетический момент, и я
отброшу ее, как горячую картофелину, как только выяснится, что она ошибочна.
Все, что я делаю – следование за потоком энергии. Я слежу за концентрацией
энергии, за тем, что кажется ее фокусами, и привлекаю к ним внимание. У меня
постоянно были гипотезы, и они постоянно уводили меня не туда. Если я следую
гипотезе, я не иду за тем, что значимо для вас.
Внимание и сознавание
Я дам вам простую формулировку того, как работает Гештальт. Это так просто, что
часто неправильно понимается. Можно составить о каждом два независимых
представления. Одно состоит в том, что можно измерить все состояния тела, все
энергетические проявления в теле, причем с той или иной детализацией – ЭЭГ,
электрокардиограммы, психогальванограммы и другие способы измерения физических
и энергетических процессов. Также мы можем записать то, что человек сознает.
Высокая корреляция между тем и другим – это психическое здоровье. Низкая
корреляция – психическое нездоровье. Единственная цель Гештальта – соединить
сознавание и энергию, сделать их конструктивными так, чтобы энергетический
поток сопровождался соответствующим сознаванием. Или мог сопровождаться –
иногда мы произвольно автоматизируем нечто на какое то время, не обращая на это
много внимания, и это хорошо. Но способность в случае необходимости ясно
сознавать любой энергетический процесс – показатель психического здоровья.
Если напротив вас сидит паренек и говорит: "Да, сэр доктор, я действительно
люблю свою жену, у меня нет здесь проблем", – а при этом он вбивает кулак одной
руки в ладонь другой, вот так (показывает), – здесь возможно несоответствие,
имейте в виду – только возможное несоответствие. Имеется энергетическое
проявление, может быть не сознаваемое. Я спрошу его: "Можете ли вы сказать, что
вы делаете руками?". Я не спрошу: "Замечаете ли вы, что вы ударяете рукой?",
потому что может быть он и не ударяет. Он может сказать: "Я, вроде бы,
поглаживаю руку". Я не хотел бы быть его женой, но если в его вселенной это
ласка – это ласка. А если я назову это ударом вместо ласки, я, может быть,
уведу его в сторону, я сделаю для него более трудным выяснить, что же
происходит. Так что я очень-очень осторожно спрашиваю, оставляя ответ открытым,
так что он дает в ответ глаголы. Если он скажет: "О, я, кажется, ударяю свою
руку!" – хорошо. Я могу не сказать ничего больше. Может быть сознавание
возникает в нем спонтанно, может быть посредством отрицания: "Да, бывало, я ее
иной раз поколачивал, но я никогда больше не буду этого делать". Хорошо, это то,
где он находится. Или если я по-прежнему заинтересован тем фактом, что он
ударял руку, и хочу, чтобы он обратил на это внимание, я могу спросить: "Где вы
более живо чувствуете удар – в кулаке или в ладони?". Может оказаться, что это
жена постоянно его бьет. Если он более живо ощущает ладонь, он может продолжить
так: "Да, я люблю свою жену, хотя она меня постоянно бьет". Может оказаться,
что не он бьет, а его бьют! Все, что мы знаем с уверенностью, это что имеет
место определенный энергетический процесс, который может не сознаваться и может
быть связан – мы не знаем как – с тем, что он говорит. Мы предполагаем, что его
словесное изложение того, что он в настоящий момент сознает, неполно, и
физическое действие, сопровождающее это утверждение, помогает нам дополнить
нечто, и поможет ему расширить свое сознавание, включить в него еще что-то.
Гештальтист в работе чаще всего занимается именно этим – помогает полнее
сознавать энергетический процесс, который по-видимому сознается лишь отчасти.
У.: Есть ли здесь какой-нибудь селективный процесс?
Энрайт: Да! Интенсивность. Это в действительности две вещи. Интенсивность
самого энергетического процесса, который кажется выпадающим из сознавания, и то,
насколько он кажется выпадающим. Не очень интенсивный процесс, совершенно
неосознаваемый, стоит привлечь к осознанию. Интенсивный процесс, который лишь
частично сознается, заслуживает привлечения к нему специального внимания. В
случае парня, ударявшего себя по руке кулаком, у меня не было никакой гипотезы,
я не представлял себе, что там происходит. Вообще Гештальт работает лучше,
когда у вас нет гипотезы. Одна из ценностей гештальтистского обучения для
психотерапевтов, даже если они не принимают его в целом, состоит в том, что он
освобождает от принудительной необходимости все понимать.
Аргументы против расчетливости в Гештальте
Фриц часто произносил фразу, которая выводила людей из себя: "Оставьте ваш ум и
обратитесь к чувствам".
Если вы представите себе источник энергии с ограниченным выходом и компьюте
|
|