|
Часто то, что делает тело, или что делается с телом, уравновешивает или
комментирует то, что говорится словами. Выражение тела не менее и не более
реально, чем словесное. Лучший пример, который приходит мне в голову, таков.
Однажды, когда я работал с группой студентов-медиков, один из них все время
задавал интересно звучащие вопросы, но каждый раз сопровождал это хлопком руки.
Я попросил его соседа придержать его руку. Тогда другая рука начала хлопать. Я
попросил соседа с другой стороны придержать и эту руку. После этого в
соответствии с каждым вопросом начало двигаться его плечо. Я попросил его
повторить это движение, как бы преувеличивая, и это превратилось во что-то
вроде пожимания плечами. Когда он настроился и пережил этот жест, это стало
звучать для него как "д-да?". Его голос так же нес это интересное качество, а
тело говорило: "Да никто за это гроша ломаного не даст".
Есть ли какие-нибудь еще реакции, возникшие, пока мы этим занимались? Нечто,
что вас заинтересовало? Мы лишь бегло скользнули по поверхности
гештальтистского подхода к телу.
4. Сознавание и изменения в теле
У.: Если вы реально чувствуете некоторого рода закрытость, и хотите больше
открыться, можно ли достичь этого изменением положения тела?
Энрайт: Это прекрасный вопрос. Гештальтисты сказали бы нет, но есть и другие,
достаточно глубокие точки зрения, которые сказали бы – да. И то, и другое может
быть верным. Гештальт говорит: "Нет, если вы попытаетесь принудить себя к этому.
.. – а часто так оно и есть – вы только сделаете защиту менее видной". Большая
часть того, что происходит, сделана таким образом менее видимой, очень тонко,
почти незаметно, но все это по-прежнему здесь. По существу, именно это
происходило со студентом-медиком, о котором я рассказывал. Когда у ребенка
возникает приступ раздражения, – это весьма ясное и определенное состояние, и
он определенно его выражает. Взрослый переживет мини вспышку – хмурится, слегка
напрягается. Однако социальное давление заставляет его это уменьшать. Так что
если я сижу вот так (показывает), закрытый, а кто-то говорит: "ну-ка,
откройся!", я могу изменить позу (показывает), чтобы выглядеть открытым, но я
по-прежнему закрыт, может быть, даже еще больше.
С другой стороны, есть довольно глубокий взгляд на человеческую природу,
утверждающий, что если вы можете практиковать форму, вы сможете достичь сути.
Это центральный способ изменения в Синаноне и во множестве других подходов к
человеку. Это подчеркивается в психосинтезе и в этом есть свой смысл. Это может
проводиться слишком грубо и этим можно злоупотреблять, но это может и помогать.
В особенности, если практика достаточно длительна. Если я постоянно проверяю
себя, постоянно удерживаюсь от своих замечаний, – изменение может произойти.
Правда Фриц очень определенно утверждал, что это невозможно – произвольное
изменение невозможно.
Я не согласен с этим. Помню, недели две-три после того, как вышла
"Гештальттерапия дословно", ко мне пришли три паренька: такие двадцатилетние,
такие беспомощные в организации своей жизни, но с экземплярами книги. Один из
них подчеркнул абзац о том, что произвольные изменения невозможны, и был готов
сдаться в отношении всех попыток, которые он предпринимал. Все они хотели
Гештальттерапии, полагая, что это что-то очень современное, меньше всего они
нуждались в том, чтобы получить дополнительное оправдание своему желанию
сдаться.
Так что это очень тонкая проблема. Гештальтисты говорят – нет, но я с этим не
согласен, хотя и принимаю предупреждение, что этого нет. Но если вы правильно
организуете ситуацию, произвольное изменение возможно. Практика формы может
вести к изменению сути.
Есть ли еще какие-нибудь соображения?
У.: Мне кажется, что движения тела не могут быть интерпретированы по схеме:
то-то и то-то означает то-то и то-то. И мне кажется, что движение тела
предшествует сознаванию.
5. Сознавание против интерпретации состояний тела
То, что вы говорите, вызывает у меня реакции. Есть множество исследований и
популярных книг относительно интерпретаций тела. Я полагаю, что это опасные
полуправды. Путь к сознаванию не лежит через смотрение на другого. Я не могу
посмотреть на вас и сказать, что у вас дело обстоит так-то и так-то. Я полагаю,
что это разрушительно. Гештальт-подход состоит в том, чтобы помочь вам придти к
собственным формулировкам. И вы обычно по существу правы в своих формулировках,
хотя возможно, что они и не полны. Если вы сидите вот так (демонстрирует
закрытую позу) и говорите, что чувствуете себя открыто, причем говорите
искренне – вы открыты. В этот момент, в вашей вселенной вы открыты. Может быть,
что альтернатива такова (зажимается больше), относительно этого вы раньше были
открыты. Я не могу посмотре
|
|