|
сильные чувства, попробуйте
посмотреть на него такими двумя способами и понаблюдайте, что произойдет.
Кто заметил какую-нибудь разницу? В чем она состояла? В каком отношении или
направлении?
У.: Когда я наклонил голову направо, мне стало теплее. Когда налево, это было
несколько странно, причина, я думаю...
Энрайт: Не заботьтесь так о причинах. Сохраняйте переживание и испытывайте его
в различных обстоятельствах.
У.: Когда я наклонил голову влево, это ощущалось, как дружественное, направо –
несколько враждебно.
Энрайт: Это довольно частое направление различения. У меня, например, когда я
наклоняю голову направо, я как бы говорю: "Я выслушаю то, что вы скажете, и
помещу это в свои представления", а налево – это полная открытость, принятие
того, что говорится на том уровне, на котором это говорится.
У.: У меня это точно так же. Я чувствовал себя критичным, когда наклонял голову
направо, и почувствовал себя гораздо уютнее, когда наклонил налево.
Энрайт: Для меня критичный – это слишком сильно сказано. Для меня это просто:
"Я принимаю это не так, как вы говорите, а помещаю в рамки собственных
представлений".
Хорошо, теперь зафиксируйте позу, в которой вы находитесь. Постарайтесь
запомнить ее, чтобы иметь возможность к ней вернуться. Действительно запомните
ее – до деталей, до мельчайшего изгиба брови, все, как оно сейчас есть. Когда
вы будете совершенно уверены в том, что сможете вернуться в эту позу, примите
опять то уравновешенное положение, которое я просил вас принять несколько минут
назад, а потом очень медленно переходите из него в позу, которую вы запоминаете
сейчас. Обращайте внимание на каждое изменение на пути, и старайтесь
прочувствовать, о чем говорит каждый сдвиг. Итак, запомните позу, в которой
находитесь, вернитесь к центрированной позе, и медленно переходите в позу,
которую запомнили.
У.: Я сидел вот так, с центрированной спиной, и затем, когда я начал смещаться,
ноги втянулись, и я наклонился вот так и вот так переместил ноги, так что они
сблизились.
Энрайт: Я подчеркнул бы здесь глаголы: втянул, сблизил.
У.: Я обнаружил, что из расслабленного, свободного положения я перешел в такое,
когда все конечности напряжены. Рука давит на колено, колено на руку, так что я
не могу пошевелиться.
Энрайт: То есть вы говорите о состоянии уравновешенного напряжения.
У.: Да, что-то вроде гордиева узла.
У.: Я не прошел реально весь путь к начальной позе, но у меня возникло
впечатление, будто кто-то мешает мне в моем медленном движении, как бы
задерживает.
Энрайт: Посмотрите, что это движение может вам сказать о вашем отношении ко мне,
к окружающим, к комнате, в которой вы находитесь. Что хочет сказать вам прямо
сейчас это движение? Рассмотрите возможности, используя глаголы.
У.: Мои ноги были скрещены, и я чувствовал, что скрещивание ног было как бы
закрыванием, защитой, которой я пользовался. Я соединил руки с подложенным
большим пальцем и чувствовал себя, как будто я говорю: "У меня здесь стена и
все мое имущество внутри". Моя голова несколько накренилась, будто я повторяю
предыдущее упражнение, и я как бы смотрел на вещи искоса.
Энрайт: Отметьте значимость народной мудрости: смотреть искоса, выше голову и т.
п. Народная мудрость знает про такие вещи.
Когда вы обнаруживаете, что пользуетесь словами типа, "защищаюсь",
"отгораживаюсь" и т.п., – посмотрите, не можете ли вы закончить фразу:
"Защищаюсь от...", "предостерегаю себя от...". Посмотрите, что произойдет, если
вы попытаетесь закончить фразу. Но не насилуйте себя, просто составьте
предложение и ждите, часто что-то пробивается.
У.: Я не слишком переменила позу. Я заметила что-то вроде прогиба внутрь, как у
девочки, которая хочет нагнуться к своим туфелькам.
У.: В этот раз у меня возникло воспоминание, не возникавшее ранее. Я сидел вот
так и ждал начала матча по спортивной борьбе. Я могу почувствовать это в своем
затылке.
Энрайт: Мы сейчас очень бегло просмотрели подход Гештальта к состояниям тела.
Если справедливо, что мы единые создания, – а фундаментальное предположение
Гештальта таково – то ясно, что мы постоянно проявляем себя в позе, движении,
напряжениях и т.п., всегда тем или иным образом выражая то, что происходит.
|
|