|
А вот как проходили френологические сеансы (по записи одного из учеников
Галля):
«Несколько минут я слегка надавливал внешние покровы... и отчетливо
чувствовал значительное движение и пульсацию в органе самолюбия; такие же
движения, хоть и слабые, замечались и в органе тщеславия. Я начал говорить с
девочкой, но она была робка и застенчива и сначала ничего не могла отвечать.
Оживленные движения в органе самолюбия показывали, однако, что при всей
застенчивости орган этот был у нее деятелен. Затем, когда мне удалось
расшевелить ее и ободрить, движения в органе самолюбия ослабли, но в органе
тщеславия продолжались. Однако как только я заговорил с ней о ее уроках и
успехах, снова увеличились движения в органе самолюбия. Я похвалил ее, и
движение снова уменьшилось. Результат получался один и тот же, сколько раз я ни
повторял свои опыты».
Что добавить к этой фантастике? Что одержимость находит искомое, что вера
способна увидеть невидимое, ощупать несуществующее? Это было не шарлатанство, а
иллюзия возбужденного разума. Настоящие шарлатаны-френологи появились уже после
смерти Галля. Он похоронен в Париже без головы, которую завещал для пополнения
своих коллекций.
ЭГО. Из дневника
По мне можно учебник писать: я человек исключительно средний. Только
уцепиться не за что; что ни скамей, будет правдой. Но вот беда: не истинной
правдой.
Если можно сказать о ком-то, как о представителе определенного темперамента,
характера, типа личности,— то это не я. (И не Ты...).
Никто 'не может быть к себе объективным, но я исхожу не только из
самооценок. Сумма данных извне — достаточно велика, чтобы сказать, что
характеров у меня много, темпераментов — много, личностей —
19
бесконечно много. И чему же тут удивляться? Если я заявлю, что натура этого
человека составлена из крайностей и противоречий, непредсказуемостей и
контрастов,— кто усомнится, что это о нем?.. Хрупкость и болезненность, как у
всякого ребенка, сочеталась с крепостью и выносливостью, безграничная
жизнерадостность — с безмерной тоскливостью; беззаботность с тревожностью,
общительность — с замкнутостью, восприимичивостъ с тупостью. В детских,
подростковых и юношеских компаниях перебывал во всех положениях и ролях, от
вожака до изгоя. Был отличником, отстающим, лодырем, трудягой, шпаной,
общественником, хиляком, первым спортсменом, звездой, занудой, в дальнейшем —
честным малым и проходимцем, альтруистом и прохиндеем, развратником и аскетом,
хапугой и бессребренником. Всему этому, как у всех, соответствовали перемены
физиономии. Многосоставный сплав, чьими-то невидимыми руками переливаемый из
формы в форму...
3. Психогностика, или Искусство быть проницательным
Что же дальше?
К чему привели многовековые блуждания? И почему мы о них снова заговорили?
Науки, созданные Лафатером и Галлем, давно причислены к разряду ископаемых.
О них редко вспоминают, хотя в некоторых странах френологи и физиономисты под
сурдинку кормятся до сих пор — наряду с астрологами и прочей оккультной братией.
Но странное это противоречие мучает и меня: с одной стороны — варварство
мысли, наивность квазитеорий, с другой — чудеса проницательности. Прозрения,
прорицания. Виртуозная практика.
Или это была дутая репутация, молва, анекдоты?
Нет, я верю, что и Лафатер и Галль были действительно на высоте, как,
впрочем, и гадатели и прорицатели всех времен и народов. Ни изощренные
комбинации признаков, ни мистические откровения, ни шишки не имели прямого
отношения к их успеху. А дело в некоем феномене, широком и многоликом...
Назовем этот феномен человекоощущением. Его мож-
20
но было бы назвать и психогностикой (от слов <психэ» — душа и «гнозис» —
знание). Или так: психовидение. Тогда человек, так ли, эдак ли проникающий в
душу другого, может назвать себя психовизором. Смешновато и страшновато,
согласен. Но это есть, было и будет.
«Банкирские дома и конторы Китая в совершенстве усвоили всю методику банков
европейских и американских.
Но в одном пункте — правда, весьма чувствительном — китайцам не хватает
этой методики: по вопросу определения кредитоспособности и добропорядочности
клиента.
(Это пишет в книге «Неравнодушная природа» Сергей Эйзенштейн, которого, я
надеюсь, не надо представлять читателям; речь идет о банкирских домах старого,
дореволюционного Китая.— В. Л.)
Здесь, в китайских банках, кроме всего обычного набора гарантий, требуемых
банком, клиента подвергают еще проверке через... гадальщика.
И вот наравне со счетными машинами, сейфами, телеграфными установками и
прочей «аппаратурой» банка в отдельном окошечке оказывается таинственная фигура
гадальщика, перебирающего тонкими пальцами палочки с таинственными знаками.
Гадальщик пристально глядит на клиента, а пальцы его автоматически
судорожными движениями выбрасывают палочку за палочкой из многих десятков,
которые быстро перебирают его руки.
По знакам на вылетевших палочках гадальщик находит ответы в громадной
таинственной книге, и только если сочетание ответов дает общую благоприятную
|
|