|
черта которого — наличие некой бредовой системы; содержание ее может быть самым
разнообразным; параноический бред может уживаться с самой реалистической
ориентировкой. Критерий (бред или не бред) задается социально-исторически.
Возможна коллективная паранойя.)
Самые страшные из параноиков готовы ради осуществления своих бредовых
планов перерезать горло всему миру. Но Кречмер блистательно разглядел под их
неостановимой наступательностью микроскопическое «астеническое жало» —
ранимость и болезненную чувствительность, а у хрупко-мимозных, робко-пассивных
— обязательный кусочек активной ненависти.
На более высоких уровнях мы видим одержимых борцов за правду и
справедливость, всегда своеобразно и однозначно понятую. За счастье, рецепт
которого знают только они или их боги, за идеал, открытый ими (или богами) в
озарении, в откровении, в пламенно-напряженной работе ума. Если
гипоманьяк-цикло-тимик легко переходит от одного рода деятельности к другому,
так же, как от принципа к принципу, то эти с неистовым рвением всегда следуют
одной идее.
Многие знаменитые фанатики от религии и поли-
78
тики принадлежали к этому типу. Здесь Кальвин и Лойола, здесь Робеспьер.
«Они не видят путей, а знают только один путь. Либо одно, либо другое... Ты
можешь, ибо ты должен,— так вырисовывается у них одна линия, которая кажется
нам прямой и простой, так отчеканивают они горячие и холодные крылатые слова,
сильные лозунги, которые до мозга костей пронизывают полусгнившую, трусливую
современность...»
Поднимемся еще выше, до самых вершин — и мы увидим мыслителей-пророков,
глобальных стратегов человечества типа Тейяра де Шардена, который написал
прекрасную книгу «Феномен человека». Вдохновенные, неутомимые, ослепительные
умы, не знающие пределов в своей страсти к истине и всеобщему синтезу. Они
беспощадны к частностям: система, формула, закон, тенденция, порядок вещей...
Личность в сверхличном, человек в надчеловеческом: универсум, энтропия... Или
же личность как самостоятельный микрокосм, как самодостаточная вселенная — и
уже более ничего. Плодотворная и опасная односторонность, обоюдоострое оружие
мысли.
Вспоминается гротескное замечание Фрейда, что паранойя представляет собой
карикатуру на философскую систему. Сам Фрейд своей концепцией человека изрядно
подкрепил это мнение. Где грань между бредом и заблуждением? Бредом можно
назвать заблуждение, у которого катастрофически малы шансы быть принятым за
истину. Но бывает бред, в котором есть жало истины, и есть истины с жалом бреда.
(!) Склонность к умствованию, к рассуждательству, к объяснению и
обоснованию всего и вся; к всеохватнос-ти, к единству смысла, к глобальной
последовательности, к всеобщим конечным истинам. («Начав говорить, чувствую
неодолимое желание развивать мысль дальше и дальше, хоть нет конкретной темы:
прихожу к абсолютам, к времени и пространству, вопрос: что первично?») Это
называют иногда философской интоксикацией; может быть, это компенсация какой-то
недостаточности интуиции; тут же гипертрофия логики, сугубая рациональность.
(«В жизни есть дело и наслаждение; высшее дело — наука, высшее наслаждение —
женщина; делю время между наукой и женщиной; но каждая требует всего Времени;
что предпочесть? Что первично?»)
79
(!!) Это приходит как озарение либо кристаллизуется постепенно. Стройная,
несокрушимая мыслительная конструкция, умственная крепость. («..Л открыл смысл
Времени. Наше Время — одно из бесконечных множеств Времен... Если есть
Бесконечность, в ней не может бесконечное количество раз не повториться любое
явление. ...Следовательно, имеется бесконечное множество иновременных «я».
Сновидения — это контакты с иновременными сознаниями. Смерть — переход в
Антивремя... Причина рака: в клетках нарушается баланс Времени...
Иновременность...») Расползшаяся сверхценная идея. Патологическая интуиция.
Логическая опухоль; бредовая система. Рациональное зерно прорастает, может быть,
лет через сто совсем в другом месте. («Создаю теорию Межвременных Контактов.
Телепатия — частный случай... Стругацкие, Лем? Профанация... Проектирую
интегратор Времени... Я-то знаю, что не умру... Ухожу из института, там делают
не Науку, а диссертации. Работаю в Мосгорснравке. Нигде не работаю».)
(!!!) Может быть, и неплохое начало для гения, но связь между звеньями
системы начинает слабеть. Клочковатость мысли, логические соскальзывания, смысл
то спускается слишком глубоко, то слишком поверхностен. Скачка смысла,
размытость логики. («Время — деньги. Деньги — Время. Временные денежные
затруднения. Для преодоления временных трудностей в народном хозяйстве
требуются капиталовложения, но у нас плохо поставлен перевод человеко-часов в
человеко-рубли. Прощайте, годы безвременщи-ны. Мой денежный современник,
одолжите мне небольшую сумму, у меня мало времени».)
(!!!!) Явные нарушения логики, нечувствительность к противоречиям,
расщепление мышления, фантастический бред. («Я — Бог Психиатрии. Цветоощущение
— основа вселенной. Интегральный компрессор Времени имеет в основе замороженный
мозг: новый принцип реанимации. У меня заморожены мысли, это аминазин».)
(!!!!!) Распад даже простых логических кирпичей, полная бессвязность мыслей
и фраз, словесная окрошка — «шизофазия». («Интегральный крематорий...
Интеркремация... Кремиграл...»)
Таковы основные вехи шизофренической мысли.
80
|
|