|
Резкая перемена климата. Внезапный сбой физического здоровья. Жизненное
крушение с полным лишением возможности действовать. Депрессия у гипоманьяка,
коль скоро она развилась, до крайности тяжела. Если нет рядом чуткого ума и
бдительных глаз — это катастрофа.
15. «Избегнуть мешать тайным системам...»
Между тем нить изложения снова ведет нас к физиономике: пора переходить на
другую сторону оси. Кра-
70
сивая циклотимная лысина — как отполированный бильярдный шар, шизотимная —
словно выедена мышами.
Но еще характернее шапка волос при астеническом телосложении. Дон Кихот,
великолепный шизоид, в сопровождении циклотимика Санчо Пансы.
Классические наблюдения, сильно пошатнувшиеся в своей достоверности, но еще
кое-что значащие. Астеник, антипод пикника,— «ядерный» вариант шизотим-ной
конституции, но опять же никак не обязательный. Тут и сколько угодно атлетов,
громадных и маленьких, и всевозможных нескладных, и даже пикники, только
какие-то не такие. Шизотимный полюс широк, широка и шизофрения.
(Астеник — по-гречески «степос» — сила,— буквально: слабый, лишенный силы;
но это название часто не соответствует действительности: и физическая и
психическая сила астеника, худощавого тонкого человека, может быть очень велика.
)
Астеник тоже смотря какой. Есть вариант, внешне лучше всего представленный
персонажами Боттичелли,— тип, который американцы назвали «плотоядным»,—
искрящийся, раздражительный, с быстрым индуктивным умом, энергичный, остроумный,
повышенно эротичный, склонный к туберкулезу. Может дать внезапный буйный
психоз, но опасность шизофренического распада ничтожна, очень сильный тип.
Нет, решительно невозможно дать хотя бы приблизительное единое определение
внешности шизотими-ка — настолько они разные; и все же — и все же! — их узнаешь
обычно сразу, даже среди neipoB или монголов.
Что это?
Мне казалось одно время, что дело в крупности черт, что лица, сработанные с
достаточной долей добротной грубости, с плотной клетчаточной подкладкой, не
могут принадлежать шизотимикам, что их физиономические атрибуты — мелкая
заостренность, мышиность, точечность. Астеники с крупными, закругленными
чертами лица, казалось мне, более сингонны. Но встречались случаи,
опровергавшие это.
Нет, вся штука именно в том, что это чувствуется каждый раз индивидуально,
целостно, а отдельные опорные признаки переменны. Может быть, это какие-
71
то свойства кожи или сосудов, что-то гормональное, какая-то фактура облика,
что ли. А чаще всего, наверное, все вместе. Никогда не забуду эту потрясающую
астеничку, с тяжелейшей шизофренией, сальным, застывшим маскообразным лицом, с
мелкими чертами — и единственной фразой, повторявшейся монотонно девять лет
кряду: «...Избегнуть мешать тайным системам»...
Да, тут работают, конечно, и статика и динамика.
Мимика глубоких шизоидов либо бедна, либо преувеличена до гримас (у
циклоида она всегда гармонична и адекватна). У некоторых преобладает какое-то
одно постоянное выражение, например сардоническая улыбка; поражает порой
несоответствие между подвижностью одной части лица, например лба или рта, и
неподвижностью других.
Речь — невнятно-бормочущая, тихая и монотонная или деревянно-громкая, типа
«книжного чтения»; иногда вдруг резко меняется регистр, делаются странные паузы
и ударения. Молчание — в момент, когда ожидается слово, слово — когда кажется,
что его не будет.
Позы — однообразны, меняются редко, но резко. Походка — скованная,
неуклюжая, со слабым участием рук и туловища, или окрылешю-нервозная,
стремительная, остро-четкая, с наклоном, с вывертом; особенно причудлив бег.
Естественной закругленности, обобщенной целесообразности синтонного пикника нет
и в помине. И это при том, что шизоиды, особенно астенического телосложения,
превосходят всех на свете пикников своей ручною умелостью. Мелкие, точные
движения им удаются явно лучше. Среди них попадаются настоящие виртуозы тонкой
работы — в научном ли эксперименте, в технике, в живописи или в игре на
инструменте. А вот певцов и эстрадников мало, можно сказать, нет.
Почерк шизоидов либо чрезвычайно отчетливый и акуратный, с раздельными
буквами, либо причудливый и неправильный, неуверенно-детский, словно
прижимающийся к бумаге; либо, наконец, «окаменелый». Очень часты зубчатые,
острые линии. Шизоидный почерк был у Лермонтова, Ницше, Шумана, Скрябина,
Аракчеева, Суворова — диапазон, как видим, более чем широк.
При умеренной шизотимности (а иногда и при
72
шизофрении) все это может быть выражено слабо или совсем отсутствовать.
Основное и здесь проявляется в личном общении. Незнакомый или малознакомый
человек, а в ярких случаях и знакомый и самый близкий (при том, что сам он
средний, в средней ситуации) никогда не чувствует себя с шизотимиком так просто
и непринужденно, как с циклотимиком. Ощущаются дистанция, напряженность,
синтонностыо и не пахнет, хотя с обеих сторон могут прилагаться самые искренние
усилия...
Ожидание неожиданного? Шизоид может быть даже чрезмерно общительным, и,
однако, чего-то в этой общительности недостает. Или что-то лишнее? Когда он
старается одолеть свою замкнутость, получается замкнутость наизнанку,
|
|