|
как одномоментное соотношение, и как колебание во времени. Циклотимик: между
веселостью и печалью, между радостью и тоской (колебания эмоционального тона) и
между бодростью и вялостью (колебания активности). Шизотимик — между
чувствительностью и холодностью, между обостренностью и тупостью чувства, между
экзальтацией и апатией (колебания тонуса и чувственной интенсивности).
Пропорции эти — ив одном лице и между многими представителями полюсов — в
неравномерном распределении.
Теперь обо всем этом можно уже пытаться мыслить и на нейронном уровне. И
рай и ад открыты физиологически и анатомически как системы мозговых нервных
клеток. Они составляют самую сердцевину мозга, вместе с системами, которые
можно назвать тонус-ными. От них зависит уровень бодрствования, активность,
внимание, острота восприятия, переключение с одной деятельности на другую...
Работа ада — это неудовлетворенность, боль, страх, тревога, ярость, тоска...
Рай — это удовлетворение, благодушие, эйфория, радость, счастье как состояние.
65
3 В. Леви, кн 3
Конечно, дело здесь обстоит не так просто, как, например, с центрами кашля
или чихания. Райскоадские и тонусные возбуждающе-тормозные системы связаны со
всем и вся, пронизывают всю работу мозга, сверху донизу, вдоль и поперек.
Какими-то еще не вполне понятными интимными механизмами они связаны между собой,
одно без другого немыслимо, двуедино. В их взаимодействии есть что-то от
маятника: после интенсивного бодрствования — глубокий сон, после сильной работы
рая — «отмашка» ада... «Всякий зверь после наслаждения печален»,— заметил еще
Аристотель.
Опыты с вживлением электродов в мозг и химическими препаратами показали,
насколько могущественны эти системы. Если воздействие на них достаточно сильно,
в одно мгновение может перемениться не только самочувствие, но и мироощущение,
и отношение к людям, и даже личная философия, основная стратегия существования.
Очень похоже, что вариации темпераментов зависят прежде всего от свойств
этих сердцевинных систем.
Психохимия вмешивается в их ритмы, сбивает внутреннее равновесие. Насколько
выпивший человек остается самим собою? Это зависит в первую очередь от химии
его мозговой сердцевины, во вторую — от того, как он воспитан. Огромное
таинство — стимуляторы, успокоительные. По сути на какое-то время мы создаем
искусственный, химический темперамент, но пока еще с малым успехом, почти
вслепую.
То же могут делать, и гораздо естественнее, свежий воздух, движение, пища;
старые доктора замечали, что меланхолики в деревне иногда превращаются в
сангвиников.
Может быть, Мишкины депрессии берут начало совсем не в мозгу, а где-нибудь
в надпочечниках, где срываются поставки какого-то тонизирующего гормона. Может
быть, это просыпается атавизм зимней спячки, но угнетение мозга не равномерно,
засыпает, к несчастью, рай, и ад поднимает голову. (Мой цикло-тим проявляется,
кроме прочего, в зависимости от погоды: к ясной и теплой я становлюсь более чем
сангвиником, к холоду и слякоти — меланхоликом и того хуже.)
А почему так непропорциональна природа? Почему
66
так несправедлива? Почему радость жизни дается одним в таком солнечном
избытке, другим — крохотными просветами, а третьим — в виде сплошного затмения,
когда о солнце остается только догадываться?
14. Кое-что о лошадиной натуре
Прирожденный гипоманьяк, бурлящее средоточие бодрости, оптимизма и
деятельности, попал в поле зрения психиатров уже после Кречмера, причем
внимание привлек главным образом шизотимный его вариант. Но я скажу несколько
слов и о циклотимном, как об одном из самых жизнеспособных человеческих типов.
(Маньяк в привычном значении — человек, охваченный каким-то неистовым
безумием, манией,— к гипо-маньяку не имеет никакого отношения. В психиатрии
термин «мания» проделал сложную эволюцию; в современном смысле «мания»,
«маниакальность» — состояние, противоположное депрессии: возбужденность с
повышенным настроением. Гипоманиакальность — состояние повышенного тонуса,
промежуточное между обычным и маниакальным. Прирожденный, или
конституциональный, гипоманьяк — человек, для которого такое состояние — норма.
)
Таких людей мало, но они столь заметны, что кажется, будто их много.
Человек, которого много. Когда говорят, что у кого-то «большой жизненный
темперамент», чаще всего имеют в виду именно этот тип. Рядом с ним
представитель обычного темперамента ощущает себя лодчонкой, попавшей в
кильватер громадного корабля. Дыхание неостановимой машины чувствуется во всем:
это мотор, за которым нельзя угнаться. Он бешено тратит себя, но у него всегда
остается избыток, его хватает на все и на всех. Энергия сочетается у него с
сибаритством, чудовищная трудоспособность — с жадной погоней за наслаждениями.
Кого привести в пример? Они всегда на виду, их энергия прорывается сквозь
любое занятие, на любой социальной ступени. История пестрит именами таких людей.
В сочетании с талантом, даже небольшим, это нечто праздничное, феерическое.
67
Может быть, один из самых ярких — Дюма-отец, гигантский толстяк-сатир,
сочно и точно нарисованный пером Моруа. Посмотрите на его портрет в книге «Три
Дюма», вы согласитесь, что Кречмер был превосходным наблюдателем, особенно
после того, как сравните нос отца с носом сына, сурового моралиста. (Все-таки и
в носах писателей можно кое-что разглядеть.) Какой явный сдвиг в сторону
|
|