|
представителям другой стороны оси. И если бы среди самых что ни на есть
синтонных цикло-тимиков не встречались и самые эгоистические мерзавцы.
Это уже иное измерение, но представители каждого из полюсов входят в него
по-своему.
12. Дальнейшие похождения толстого дьявола
Из трех разновидностей циклотимного темперамента, которые различал Кречмер:
живой тип, тихий, самодовольный тип, меланхолический тип,— моего Мишку нельзя
отнести ни к одной, а вернее, можно ко всем трем сразу. Когда он в своей
депрессии, то это тип тихий и малохольный (слово это, хоть и далеко от научной
терминологии, наиболее точно передает Мишкино состояние, и заменить его мне
нечем). В это время он становится особенно похожим на своего отца, весьма
неважно относится к собственной персоне и особенно высоко ставит других. При
депрессиях у циклотимиков это закон, в тяжелых случаях дело доходит до пышного
бреда самообвинения; у депрессивных шизотимиков такое бывает редко, скорее речь
идет об общем разочаровании.
Но вот депрессия постепенно проходит, и Мишка вступает в фазу, которую
можно назвать промежуточным тонусом. Скверное самоощущение покидает его, он
делается благодушным, но еще вялый. Теперь это,
60
пожалуй, спокойный юморист, одна из разновидностей тихого, самодовольного
типа, а по старинной терминологии — флегматик. «Удобный муж, философ по крови,
даже при обычной дозе разума», по определению Канта. Мишку можно в это время
назвать и толстокожим рохлей и отдаленным потомком Обломова.
Всеобщему принципу избыточности флегматик противопоставляет торжество
экономии: прежде всего ничего лишнего, тише едешь, дальше будешь. Это стайер
жизненных дистанций, гений отсрочек: не терпит, но ждет, не превозмогает, но
игнорирует. Он не баловень судьбы, как сангвиник, которого она иногда для
острастки крепко наказывает, он не холерик, чтобы вырывать ее милости силой,
незнакома ему и хроническая невезучесть меланхолика: судьба относится к нему с
почтительным равнодушием, точно так же, как и он к ней. Если он ваш друг, то
дружба с ним — прочный гранит; он обволакивает своей флегмой горести и заботы,
он охлаждает горячие вихри сумасбродных, идей. Если он гениален, то
гениальность его кротка, если он зауряден, его заурядность величественна и
окружена ореолом трезвого консерватизма. Если это художник, то он наивный
эпический чудак, раз и навсегда успокоенный в своем удивлении. Это Пришвин,
мудрый ведун, хранитель загадки жизни.
При всей своей темной скрытности меланхолик в конце концов понятен;
флегматик же — истинная вещь в себе, непроницаемая прозрачность, непостижимая
самодостаточность.
До такого мой Мишка, конечно, не дотягивает, флегматичность для него,
повторяю, переходный этап. В хорошем своем тонусе, который обычен, это живой и,
я бы сказал, весьма самодовольный тип (хотя малахольные нотки все же есть). Он
приходит всегда с анекдотом, который еле доносит, проделывает виртуозный пируэт
в кресле и начинает болтать.
Болтовня его, к чести пикнического сословия, никогда не утомляет. Он всегда
уместен, не праздничен, но согревает. Конечно, он тут же выложит последние
новости про общих знакомых, жизнерадостно сообщит, что с кем-то полаялся,
чем-нибудь хвастанет, но с обязательной самоиронией, отпустит пару терпких, но
добродушных шпилек в адрес хозяина, моментально войдет в курс его теперешних
дел, предложит одно,
61
другое, всегда конкретно и реально. Попутно выяснится, что он кому-то
что-то устраивает, кого-то выручает, кому-то помогает переехать на новую
квартиру... Все это без тени надрыва и самопожертвования, с оттенком бравой
беспечности. У него есть одна поразительная особенность: появляться в нужный
момент. Он может год не давать о себе знать, но случись несчастье, и он тут как
тут. Телепатия?
Этот бескорыстный блатмейстер, подвыпив, произносит
человеконенавистнические речи и грозится стать бюрократом. Оказывается, далее,—
хотя об этом он болтает меньше,— что и на работе он тоже что-то проворачивает и
пробивает, не журавля в небе, но синицу в руки, что-то вполне достижимое,
отчего и дело сдвинется, и всем будет хорошо, и прогрессивка. Он, конечно,
никуда не лезет, его не дергает бес продвижения, но как-то само собой
получается, что его затягивает в водоворот все новых дел и людей, в
организационное пекло.
Это его стихия: тут надо переключаться, быстро соображать, перестраиваться
на ходу, и ему нравится. Это не то что сидеть и изучать сопромат — ух-х!..
Я отдаю себе отчет в том, что и наполовину не раскрываю здесь личность
Мишки: все идет только через призму его темперамента, так сказать, снизу. Ни
Мишку, ни других представителей этого человеческого полюса я ни в коей мере не
собираюсь идеализировать.
Если на мгновение попытаться взглянуть «сверху», то оказывается, что именно
естественная, интимно-эмоциональная привязанность к людям, к конкретному и
сегодняшнему, мешает им подниматься над своею средой, даже если у них есть к
тому интеллектуальные основания. Они, может быть, в большей мере, чем кто-либо,
оказываются психологическим продуктом непосредственного окружения. Отсюда при
«физиологической», раз от разу легко пробуждающейся доброте — жизненные
установки, далекие от идеалов добра, расчетливость, соединяющая цинизм со
своеобразной стыдливостью, приверженность суетным мнениям, стереотипам,
некритическая внушаемость.
|
|