|
броуновском движении.
Но на любой точке линии жизни можно остановиться и провести
исследовательский разрез. И тут перед нами встает реальная личность как факт на
сегодня.
Можно прокрутить кинопленку с бешеной скоростью, сжав ее до одномоментной
фотографии. Можно ставить человека в бесчисленные ряды сопоставлений с
52
себе подобными и не подобными. Ребенок — в сравнении с другим ребенком, с
обезьяной, с машиной, со стариком. Это будет человек поперек, человек насквозь.
Когда говорят о типах, то обычно берут человека в таком вот поперечном
измерении.
В жизни же мы видим людей и продольно и поперечно, но никогда ни в одном
измерении — до конца, никогда — исчерпывающе. Всегда — провалы, пробелы. Всегда
меньше, чем есть, и больше, чем можем осмыслить. И дефицит информации и избыток.
Возможно, нам следует заранее примириться с тем, что любое суждение о
человеке в той или иной мере и ошибочно и верно.
«Величайшая трудность для тех, кто занимается изучением человеческих
поступков, состоит в том, чтобы примирить их между собой и дать им единое
объяснение, ибо обычно наши действия так резко противоречат друг другу, что
кажется невероятным, чтобы они исходили из одного и того же источника. Мне
часто казалось, что даже лучшие авторы напрасно упорствуют, стараясь
представить нас постоянными и устойчивыми. Они создает некий обобщенный образ и,
исходя затем из него, подгоняют под него и истолковывают все поступки данного
лица, а когда его поступки не укладываются в эту рамку, они отметают все
отступления от нее...
Мы обычно следуем за нашими склонностями направо и налево, вверх и вниз,
туда, куда влечет нас вихрь случайностей. Мы думаем о том, чего мы хотим, лишь
в тот момент, когда мы этого хотим, и меняемся, как то животное, которое
принимает окраску тех мест, где оно обитает. Мы меняем то, что только что
решили, потом опять возвращаемся к оставленному пути; это какое-то непрерывное
колебание и непостоянство... Мы не идем, а нас несет, подобно предметам,
которые уносятся течением реки то плавно, то стремительно, в зависимости от
того, спокойна она или бурлива...
...Не только случайности заставляют меня изменяться по своей прихоти, но и
я сам, помимо того, меняюсь по присущей мне внутренней неустойчивости, и кто
присмотрится к себе внимательно, может сразу же убедиться, что он не бывает
дважды в одном и том же состоянии.... В зависимости от того, как я смотрю на
себя, я нахожу в себе и стыдливость, и наглость; и
53
целомудрие, и распутство; и болтливость, и молчаливость; и трудолюбие, и
изнеженность; и изобретательность, и тупость; и лживость, и правдивость; и
ученость, и невежество; и щедрость, и скупость, и расточительность...
Мы все лишены цельности и состоим из отдельных клочков, каждый из которых в
каждый момент играет свою роль. Настолько пестро и многообразно наше внутреннее
строение, что в разные моменты мы не меньше отличаемся от себя самих, чем от
других...»
Я бы подписался под этим — но это написал Мон-тень четыреста с лишним лет
назад. За это время схематические типологии людей — характеров, личностей,
темпераментов — плодились не переставая, и конца им не видно. Кречмеровские
шизотимики и циклотимики — тоже «большие абстракции», которыми психология,
кажется, уже сыта по горло. Все эти подразделения слишком широки, потому что
под одну рубрику подпадает великое множество совершенно различных людей, и
слишком узки, потому что ни один человек никогда ни в одну рубрику целиком не
укладывается, тип всегда прокрустово ложе.
И тем не менее... Тем не менее без типологий не обойтись. Они нужны, потому
что все-таки помогают как-то прогнозировать человека, помогают мыслить, пока мы
помним об их искусственности и условности. При взгляде на человека «поперек»
это просто необходимо.
Человек — как дом; с высоты полета можно определить обший тип строения; на
земле, в непосредственной близости, видны архитектурный стиль и черты
индивидуального решения, если они есть. Для тех же, кто живет в этом доме, он
всегда уникален и не сравним ни с какими другими...
Короче, что же мы все-таки скажем насчет того, что у черта и у добродетели
нос острый, а при юморе толстый?
11. Удивительное изящество
Ко мне пришел старый товарищ, навещающий меня довольно регулярно. На
сей раз я ему понадобился профессионально.
54
В чем дело?
А вот в чем: на данный момент он превратился в зануду с толстым носом. Так
по крайней мере он сам себя воспринимает.
— Сам себе противен. Жуткая лень.
— Но ты всегда был ленив, сколько я тебя помню.
— Не то. Приходишь домой, валишься на диван. Лежал бы целый день.
— Устаешь.
— Раньше работы было больше, приходил как огурчик.
— Переутомился, накопилась усталость.
— Уставать не с чего.
|
|