|
уг морякам. Оно им - и путь-дорога, и дом
родной... Над ним, на корме своих шхун, обнимают моряки любимых жен,
заронив в них новую жизнь.
Да, Гума любит море, и Ливия тоже любит море. Как оно красиво так
вот, ночью, - синее, синее, без конца и края, море - зеркало звезд,
полное фонариками шхун и огоньками шкиперских трубок, полное шепотом
любви.
Море - друг, ласковый друг для всех, кто живет на море. Ливия
чувствует вкус моря, когда Гума прижимает ее к себе. "Смелый"
покачивается на волнах, как гамак, что в рыбачьих хижинах служит людям
постелью.
ЗЕМЛЯ БЕЗ КОНЦА И БЕЗ КРАЯ
Поющий голос, глубокий и звонкий, разгоняет все шумы ночи. Он
доносится со стороны старого форта и разливается над морем и над
городом. Музыка старой песни нежна и печальна, и при звуке ее замирают
на губах слова и смолкают разговоры. Но слова старой песни - жестоки,
они ударяют людей в самое сердце. "Несчастлива та, что станет женой
моряка, - говорится в песне, - не будет ей в жизни судьбы и удачи.
Много слез прольют глаза ее, и рано помрачится свет их, ибо слишком
долго придется глядеть им в бескрайную даль моря, ожидая, не покажется
ли на горизонте знакомый парус..." Голос негра властвует над ночью.
Старый Франсиско знает хорошо и эту музыку, и этот океан звезд,
отраженный океаном воды. Даром, что ли, провел сорок лет на своей
шхуне? И не только звезды знает он. А и все изгибы, отмели и лагуны
залива и реки Парагуасу, все окрестные порты, все песни, что в них
поются. Жители этой части реки и побережья - все его друзья, и говорят
даже, что как-то раз, в ночь, когда старый Франсиско спас всю команду
одного рыбацкого судна, он видел вдали силуэт Матери Вод, которая
поднялась из глуби для него, в награду за его подвиг. Когда заходит
речь об этом случае (и все молодые моряки спрашивают старого
Франсиско, правда ли это), старик только улыбается и произносит:
- На свете много чего говорят, парень...
Так вот никто и не знает, правда ли это или выдумка. Возможно, и
правда. Иеманжа - с причудами, а уж если кто и заслужил право видеть
ее и любить, так это старый Франсиско, живущий на прибрежье столько
лет, что уж никто и не знает сколько. А еще лучше, чем все отмели и
все излучины, знает старик разные истории здешних вод и земель, помнит
все празднества в честь Иеманжи, или Жанаины, как ее еще называют, все
кораблекрушения и все бури. Да разве есть такая история, какой не
знает старый Франсиско?
Когда наступает ночь, он покидает свой ветхий домишко и идет на
берег. Проходит по цементу набережной, покрытому грязью, вступает в
воду и ловко прыгает на палубу какой-нибудь шхуны. Тогда все начинают
просить его рассказать что-нибудь: какую-нибудь быль, какой-нибудь
случай. Нет лучшего рассказчика, чем старый Франсиско.
Теперь-то он живет тем, что чинит паруса. Да еще Гума, племянник,
подкармливает старика. Но были времена, когда он управлялся с тремя
шхунами. Ветры и бури унесли его шхуны. Но не смогли унести старого
Франсиско. Он всегда возвращался живым в родной порт. А имена трех
шхун вытатуированы на его правой руке рядом с именем брата, погибшего
в бурю. Быть может, когда-нибудь придется ему добавить к этим именам
имя Гумы, если Матери Вод вдруг взбредет в голову полюбить его
племянника. По правде говоря, старый Франсиско смеется над всем этим.
Конец для всех одинаков - на дне морском. И если он, Франсиско, там не
остался, то потому лишь, что Жанаина не пожелала, а предпочла, чтоб он
ее увидел живым и потом рассказывал о ней молодым морякам. А честно
сказать, зачем он живет-то? Чтоб чинить паруса? Никакой теперь от него
пользы, в плавание ходить он больше не может, руки ослабли, глаза
плохо видят в темноте. Зачем живет? Чтоб смотреть, как племянник
выходит в море на своем "Смелом"? Лучше уж было остаться в глубине вод
вместе с "Утренней звездой", самой быстроходной его шхуной, что
затонула в ночь Святого Жоана. А то теперь он, Франсиско, только и
делает, что смотрит, как уходят в море другие, а сам не может плыть с
ними. Он теперь, как Ливия, дрожит за жизнь близких, когда разыграется
буря, помогает хоронить тех, кто погиб. Как женщина... Много уж лет
прошло с тех пор, как пересек он в последний раз бухту, - рука на
руле, взгляд зорко пронзает тьму, соленый ветер хлещет по лицу, а
шхуна легко бежит по воде под звуки далекой музыки.
Вот сегодня тоже слышится музыка откуда-то издалека. Негр
какой-то поет. В песне говорится, что у жен моряков - тяжелая доля.
Старый Франсиско грустно улыбается. Он-то давно схоронил жену. От
сердца умерла - так доктор сказал. Разом умерла, как-то ночью, когда
буря была и он едва уцелел. Она кинулась ему на шею, а когда он
опомнился, она уж не двигалась, была уж мертвая. Умерла от счастья,
что муж вернулся, а доктор сказал, что от сердца. Он-то, Франсиско,
тогда вернулся, а вот Фредерико, отец Гумы, остался той ночью в море
навсегда. Тела не нашли, потому что Фредерико погиб, спасая брата, и
за это Иеманжа взяла его с собой посмотреть другие земли, очень
красиво там, верно. Так что в ту ночь потерял Франсиско и
|
|