|
казывает на место возникновения стихов - иное, чем у
прошлых стихов Кароля Войтылы.
Произведение состоит из трех частей, связанных друг с другом единством
внутреннего замысла. Открывают "Римский триптих" стихи о "Горном ручье". Это
своего рода краткое лирическим вступлением, побуждающим читателя задуматься
над тайной рождения и смерти природы, мира и человека: "Лес сбегает с горных
склонов / в ритме горного ручья, / бег воды, кристальный говор / знак
присутствия Тебя / Слова, корня всех начал". Так, поэт возвращается к
лейтмотиву своего творчества, навеянному атмосферой горных пейзажей
где-нибудь в Татрах или в Бескидах. Нам неизвестно, что подвигло Святого
Отца к размышлению о Боге в тиши горных вершин и обратило слух его к
таинственному говору горного ручья. Как знать, было ли это в Альпах или во
время паломничества в польские горы?
Окрашенная элегическими красками увертюра "Горного ручья" вводит
читателя в пространство большой поэзии. На этот раз не природа, а великая
живопись Микеланджело и ее сокровенная реальность оказываются в центре
размышлений Иоанна Павла II: "Переступить готов порог Сикстинский",
-подготавливает он читателя.. Войдя в Сикстинскую капеллу, он предельно
откровенен в своих чувствах: "Скрывать не станем изумленья". Это "изумление"
перед лицом главных вопросов - Тайны сотворения мира и человека, их
будущности. Речь идет о "Начале", вызванном из небытия Создателем, и о
завершении Бытия: "День Страшного Суда / смерть суждена лишь раз, все
разрешит Судья".
Размышления Иоанна Павла II, затаившего дыхание на пороге Сикстинской
капеллы, способны напитать ум и сердце читателя, напоминая о том восхищении,
которое неизменно вызывают у Папы фрески Микеланджело. Сикстинская капелла
сыграла в его жизни исключительно важную роль. Так, в заключение
поэтического размышления он вспоминает год двух конклавов: в сентябре 1987
года коллегия кардиналов, собравшаяся в Сикстине, избрала Папой Иоанна Павла
II. "Все повториться вновь, когда пробьет мой час" - с волнением читаем мы
слова, завещанные нам на исходе 2002 года.
Вникая в эту часть размышлений, следует принять во внимание, что фрески
Сикстинской капеллы были отреставрированы в 90-е годы. Открытие главной
стены Сикстинской капеллы состоялось 8 апреля 1994 года. Папа выступил тогда
с приветственным словом, поэтическим выражением и углублением которого и
является "Римский триптих". В выступлении, посвященном фрескам Микеланджело,
Иоанн Павел II сказал, что художественное видение великого живописца,
запечатленное на сводах капеллы, открывает беспредельные горизонты
христианской теологии, сосредоточенно размышляющей об "Альфе" и "Омеге" -
Начале мироздания и Страшном Суде, Таинстве и истории Творения и, самое
главное, - о Христе, Искуплении и Судии мира сего.
Заключительная третья часть "Римского триптиха", озаглавленная "Вершина
Мориа", повествует об Аврааме, приносящем в жертву сына. Так предвосхищена
грядущая Жертва Сына, свершенная Богом Отцом, изливающая на "Триптих" свет
Искупления.
Марек Скварницки
Краков, декабрь 2002 г.
|
|