|
упраздняют эти признаки, но сами с упразднением этих
последних не упраздняются: в самом деле, с упразднением живого существа вместе
с ним
упраздняется <как> разумность, <так> и неразумность; между тем различающие
признаки
еще не упраздняют с собою рода: если бы они и все были упразднены, остается
мыслимою
чувственная одушевленная субстанция, каковою <именно> и было живое существо.
Далее,
род входит в состав того, что есть суть <вещи>; а различающий признак - в
состав того,
что образует ее качество, как это <уже> сказано. Далее, род для каждого вида-
один,
например, для человека-живое существо, а различающих признаков- несколько,
например
- разумность, смертность, способность обладать мыслью и знанием, чем (каковыми
свойствами) он (человек) отличается от других живых существ. Кроме того, род
подобен
материи, а различающий признак- форме. И хотя имеются еще и другие, как общие,
так и
особые, свойства у рода и у различающего признака, <но> достаточно и этих.
{9}
ГЛАВА ВОСЬМАЯ
О ТОМ, ЧТО ЕСТЬ ОБЩЕГО У РОДА И У ВИДА
У рода и у вида общее то, что, как было указано, они сказываются о многом; при
этом,
однако, возьмем вид в смысле вида, а не в смысле также и рода, хотя одно и то
жe является
и видом и родом. Общим для них является также, что они предшествуют тому, о чем
сказываются, и что тот и другой представляют нечто целое.
О РАЗЛИЧИИ МЕЖДУ РОДОМ И ВИДОМ
Различаются они, поскольку род объемлет виды, а вида объемлются <родами> и
<сами>
не объемлют их: ибо род идет <в своем охвате> дальше, чем вид. Далее, роды
должны
предварительно лежать в основе и, подвергшись оформлению через признаки,
образующие
виды, создавать завершенные виды, вследствие чего роды и стоят прежде по
природе. И
со своим упразднением они упраздняют <другое>, но <сами> не упраздняются вместе
<с
другим>, и если существует вид, во всяком случае существует и род, но если
существует
род, не обязательно существует и вид. И роды сказываются о подчиненных им видах
в том
же самом значении, но виды отнюдь не сказываются о родах. Далее, роды имеют
перевес,
охватывая стоящие под ними виды, а виды имеют перевес над родами, благодаря
наличию
у них специально им присущих различающих признаков. Далее, ни вид не может
оказаться
самым высшим родом, ни род -самым последним видом.
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ
О ТОМ, ЧТО ЕСТЬ ОБЩЕГО У РОДА И У СОБСТВЕННОГО ПРИЗНАКА
У рода и у собственного признака общее-то, что они непосредственно связаны с
видами:
если это-человек, тогда и - живое существо, и если это -человек, тогда и-то,
что наделено
смехом. Также <общим между ними пишется> то, что одинаковым образом сказывается
род о видах и собственный признак- о причастных ему индивидуальных вещах: ведь
одинаковым образом и человек, и бык есть живое существо, а Анит и
Молит-<существа,>
наделенные смехом. Обще для них и то, что, сохраняя тот же самый смысл,
сказывается и
род о своих видах, и собственный признак о <всем> том, у чего это- собственный
признак.
О РАЗЛИЧИИ МЕЖДУ РОДОМ И СОБСТВЕННЫМ ПРИЗНАКОМ
Различаются они там, что род идет раньше, а собственный признак- позже: должно
существовать <быть дано> живое существо, а затем она должно делиться
посредством
различающих и собственных признаков. И род сказывается о нескольких видах, а
собственный признак-<тольк
|
|