|
то, что они сказываются о многом. При этом род
сказывается о
видах и об индивидуальных вещах, и различающий признак -таким же образом, а вид
-о
находящихся под ним индивидуальных вещах, собственный признак- как о виде, у
которого это- собственный признак, так и об охватываемых видом индивидуальных
вещах,
и привходящий признак -и о видах и об индивидуальных вещах. В самом деле, живое
существо сказывается о лошадях и быках, представляющих гобою виды, а также об
этой
{8}
вот лошади и этом вот быке, представляющих индивидуальные предметы, о другой
стороны- неразумность сказывается о лошадях и о быках, <как видах> и также о
<лошадях
и быках> единичных. Однако вид, как, например, человек, сказывается только об
единичных вещах, а <в свою очередь> собственный признак, например- способность
смеяться, и о человеке <как видов и об единичных <людях>, также черный цвет-
как о
виде воронов, так и об единичных <воронах>, являясь <здесь> привходящим
признаком,
не допускающим отделения, и движение- о человеке и о лошади, как привходящий
признан отделимый, причем это последнее в первую очередь сказывается об
единичных
вещах, а на втором месте -также о том, что единичные вещи объемлют.
ГЛАВА СЕДЬМАЯ
О ТОМ, ЧТО ЕСТЬ ОБЩЕГО У РОДА И РАЗЛИЧАЮЩЕГО ПРИЗНАКА
Общее между родом и различающим признаком-то, что они охватывают виды: в самом
деле, также и различающий признак охватывает виды, хотя и не все те, которые
объемлет
<тот или другой> род. Если разумность и не охватывает неразумные существа, как
ото
делает> живое существо, однако она охватывает человека и бога, которые
представляют
собою виды. И все, что сказывается о роде, как роде, сказывается и о
находящихся под ним
видах, а все, что сказывается о различающем признаке, как таковом, будет
сказываться и об
образованном с его помощью виде. Ведь поскольку живое существо есть род, <не
только о
нем как о роде сказываются субстанциональность и одушевленность, но эти
определения
сказываются также о всех видах, стоящих под живым существом, вплоть до
индивидуальных предметов; и поскольку разумность есть различающий признак, о
ней, как
о таковом, сказывается <умение> пользоваться разумом, и <это> умение
пользоваться
разумом будет сказываться не только о разумности, но и о тех видах, которые
подчинены
признаку (стоят под признаком) разумности. Общим также является для них и то,
что с
упразднением рода или различающего признака упраздняется все, что стоит под
ними: как,
если нет живого существа, нет лошади и <нет> человека, так, если нет разумности,
не
будет никакого живого существа, пользующегося разумом.
О РАЗЛИЧИИ МЕЖДУ РОДОМ И РАЗЛИЧАЮЩИМ ПРИЗНАКОМ
Специально характерно для рода то, что он сказывается о большем количестве
<объектов>,
нежели сказываются различающий признак, вид, собственный признак и привходящий
признак. В самом доле, живое существо сказывается о человеке, о лошади, о птице
и о
змее, между тем четвероногое -только о существах, имеющих четыре ноги, а
человек-
только об отдельных индивидуумах, способность ржать- только в применении к
лошади и
к отдельным лошадям, и привходящий признак подобным же образом- в применении к
меньшему числу <объектов>. Но <при этом> различающие признаки надо иметь в виду
те,
при посредстве которых производится разделение рода, а не те, помощью которых
выявляется о надлежащей полнотой сущность рода. Далее, род выходит за пределы
различающего признака по имеющимся в нем возможностям: живое существо в одних
случаях обладает разумностью, в других- не обладает. Далее, родам принадлежит
приоритет по сравнению с различающими признаками, которые стоят под ними,
поэтому
роды при своем упразднении
|
|