|
ого же рода, но что привносит нечто к бытию вещи и что
составляет
{7}
<некоторую> часть у ее сути бытия. Ведь быть способным к мореплаванию но есть
различающий признак человека, хотя это и собственное свойство человека: ведь мы
могли
бы сказать, что из живых существ одни обладают способностью к мореплаванию, а
другие-
нет, отделяя <человека> от других, но способность к мореплаванию но есть
пополнение
сущности и не есть часть ее, а только- собственно присущее ей свойство, потому
что это -
но то, что различающие признаки, специально носящие название "видо -
образующих".
Таким образом "видообразующими" признаками можно считать все те, которые
образуют
другой вид и которые включаются в формулировку сути бытия. И в отношении
различающего признака достаточно того, что здесь сказано.
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
О СОБСТВЕННОМ ПРИЗНАКЕ
Для собственного признака указывают четыре различных значения <такое
обозначение
получает> и то, что присуще (дословно привходит к) только одному какому-нибудь
виду,
если и не во всем его объеме, как человеку -врачевать или заниматься
геометрией; также-
то, что присуще <какому-нибудь> виду во всем объеме, если и -не ему одному, как
человеку присуще быть двуногим; и также то, что присуще только одному виду, при
этом -
во всем его объеме и в известное время, как всякому человеку -в старости седеть.
А
четвертое значение-то, в котором соединились наличие в одном только виде,
<наличие>
во всем объеме этого вида> и всегда, какова у человека -наделенность смехом
(способность смеяться): ведь если он и не смеется всегда, однако обозначается
как
существо, наделенное смехом (способное смеяться), не потому, что он всегда
смеется, но
потому, что <ему> от природы свойственно смеяться; а это свойство всегда
остается ему
прирожденным, как и лошади - способность к ржанию. И с этом последнем случае
считают, что здесь мы имеем собственный признак- в основном смысле, -здесь
осуществимо и обращение: если дана лошадь, то это-существо, способное ржать, и
если
дано существо, способное ржать, то это- лошадь.
ГЛАВА ПЯТАЯ
О ПРИВХОДЯЩЕМ ПРИЗНАКЕ
Привходящий признак, это-тот, который появляется, и пропадает без уничтожения
своего
обладателя (субстрата). О нем можно говорить в двух различных значениях: в
одном- он
допускает отделение, в другом- неотделим. Сон, это привходящий признак
отделимый, а
быть черным, этот признак привходит к ворону и к эфиопу неотделимо, но и ворона
можно представить, что он - белый, и эфиопа -что он утратил <свой> цвет кожи,
без
уничтожения <в том и другом случае> субстрата. Определяют привходящий признак и
таким образом: привходящий признак, это-то, что может <либо> находиться, либо
не
находиться в том же предмете, или же-то, что не есть ни род, ни отличие, ни вид,
ни
собственный признак, но всегда является находящимся (данным) в субстрате. Так
как
<теперь> точно определены все поставленные на обсуждение -алогические > моменты,
именно- род, вид, различающий признак, собственный признак, привходящий признак,
надо <вслед за тем> указать, какие у них есть общие <им> свойства и какие
-специальные.
ГЛАВА ШЕСТАЯ
О ТОМ, ЧТО ЕСТЬ ОБЩЕГО У ПЯТИ ТЕРМИНОВ
Общим у всех них являетс
|
|