|
ежду тем признаки смертного и разумного содействуют
установлению <сущности> человека, а признаки разумного и
бессмертного-<сущности>
бога, и признаки неразумного и смертного-<сущности> неразумных живых существ.
Таким
же образом [также], поскольку для субстанции, стоящей на самом верху,
производящими
деление являются различающие признаки одушевленного и неодушевленного и также -
чувственно восприимчивого и невосприимчивого, <признаки>-одушевленность и
чувственная восприимчивость -в соединении с понятием субстанции- доводят до
конца
<понятие> живого существа, а признаки- неодушевленность и отсутствие
восприимчивости-[доводят до конца] <понятие> растения. Так как, следовательно,
одни и
те же различающие признаки, взятые с известной точки зрения, оказываются
устанавливающими < сущность вида>, а о другой точки зрения -производящими
деление
<рода на виды>, поэтому все они носят название, "создающих виды". И именно они
особенно требуются для подразделения родов и для определений, по не признаки,
данные
привходящим образом, <хоть и> неотделимые, ни, тем более, признаки отделимые.
Определяя такие различающие признаки, говорят,: различающий признак есть то,
благодаря чему вид богаче <содержанием, чем род. Человек, по сравнению с живым
существом, дополнительно имеет разумность и смертность: в самом деле, живое
существо,
с одной стороны, не может быть каким-либо одним из этих признаков, - (иначе
откуда бы
виды получили такие признаки?), не имеет также и всей совокупности
противолежащих
признаков, так как <в этом случае> одна и та же вещь будет вместе иметь
противолежащие
определения, а между тем- как <в этом вопросе> принимают - в возможности <род>
имеет
все стоящие ниже его различающие признаки, в реальном же отсутствовали он не
имеет
ни одного. И таким образом нет и того, чтобы что-нибудь получалось из
несуществующего,
и также противоречащие определения не будут вместе относиться к одной и той же
вещи.
Определяют этот признак и так: различающий признак ость то, что сказывается о
многих
различных по виду предметах при указании, каков предмет по качеству: ведь когда
о
человеке сказываются разумность и смертность, о них идет речь при указали,
каков
человек по качеству, а не при указании его существа. На обращенный к нам вопрос,
что
есть человек по существу, подобает сказать -живое существо, если же спрашивают,
какое
же это живое существо, мы- как здесь подобает - укажем, что -разумное и
смертное. Так как
вещи (состоят) сложены из материи и формы или же имеют состав, аналогичный
<наличию> материи и формы, то как статуя <составлена> из меди в качестве
материи и из
<определенной> фигуры как формы, так и человек, взятый в общем смысле и в
качестве
вида, состоит - в качество аналогичной материи - из рода, а в качестве формы -
из
различающего признака, а получающееся здесь целое-живое существо, разумное,
смертное-
это будет человек, как там - статуя.
Подобные признаки описывают и так: различающий признак есть то, чему
свойственно
разделять <друг от друга> вещи, охватываемые одним и тем же родом: разумность и
неразумность разделяют человека и лошадь, которые объемлются одним и тем же
родом-
живым существом. Дают <для этих признаков> и такую формулировку: различающий
признак есть то, чем отдельные вещи <между собой отличаются. В самом деле-
человек и
лошадь по роду не различены, - ведь и мы и неразумные твари <одинаково>
смертные
существа, -но прибавление разумности отделило нас от них; и разумными
существами
являемся и мы, и боги, по присоединение смертности отделило нас от них. Давая
для
характерных черт различающего признака дальнейшую разработку, указывают, что
таковым является не все, что случайно попадается среди признаков, разделяющих
вещи в
пределах одного и
|
|