|
общем и специальном смысле, вносят в вещь изменения,
и
эти же признаки, если они таковы в самом специальном смысле, делают ее другою.
Дело в
том, что одни из различающих признаков вносят <в вещь> изменения, другие -
делают
<ее> другою. Так вот те, которые делают <ее> другою, получили название -
создающих
виды, а те, которые вносят изменения, - просто различающих признаков.
Различающий
признак разумности, присоединившийся к животному, образовал другую вещь, а
различающий признак движения создал только некоторое изменение по сравнению с
тою
же вещью, которая покоится, так что один из этих признаков создал другую вещь,
другой -
внес только изменение. На основе различающих признаков, создающих другие вещи,
получаются <разнообразные> деления родов на виды и устанавливаются определения,
состоящие из рода и подобных признаков, а на основе различающих признаков,
вносящих
только изменения, получаются лишь <различные> своеобразия и изменения вещи,
сказывающейся в том или в другом состоянии.
Начав опять сначала, надо сказать, что из различающих признаков одни отделимы,
другие
- неотделимы: находиться в движении и находиться в покое, быть здоровым и быть
больным, - <эти> и все подобные им признаки отделимы, а иметь горбатый нос или
курносый, быть разумным или неразумным- эти свойства> неотделимы. Что же
касается
до неотделимых признаков, одни из них присущи <вещам> сами по себе, другие -
привходящим образом: обладание разумностью присуще человеку само по себе, также
и
смертность и восприимчивость к науке, а наличие горбатого или курносого носа
свойственно ему привходящим образом, а не само по себе. Первые, будучи присущи
<вещи> сами; по себе, входят в состав понятия <ее> сущности, делают <вещь>
другою, а
те, которые <присущ ей> привходящим образом, не входят в состав понятия
сущности и не
делают <вещи> другою, но вносят в нее изменения. И к тем различающим признакам,
которые присущи <вещам> сами по себе, не применимы определения "больше" и
"меньше",
а те, которые присущи привходящим образом, если они неотделимы, <все же>
допускают
усиление (напряжение) и ослабление: ведь и род не сказывается в большей и в
меньшей
мере о том, род чего он составляет, и также - различающие признаки рода, в
соответствии
с которыми он подвергается разделению: эти признаки дают законченное выражение
понятию каждой вещи, а способность - у каждого предмета быть одним и тем же не
допускает ни ослабления, ни усиления, между тем обладание горбатым или курносым
носом наличие известной окраски и получает усиление и ослабевает (дается в
большей и в
меньшей мере).
Поскольку предметом рассмотрения являются три вода различающих признаков, и
одни из
этих признаков отделимые, другие - неотделимые, и в свою очередь из неотделимых
одни
даны как присущие сами по себе, другие- как присущие привходящим образом, в
свою
очередь из тех, которые присущи сами по себе, одни это - те, согласно которым
мы делим
роды на виды, другие же - те, благодаря которым результаты, полученные через
<это>
деление, приобретают характер видов. Например, в то время как все различающие
признаки, присущие вещи сами по себе, у живого существа таковы: одушевленное и
чувственно восприимчивое, разумное и неразумное, смертное и бессмертное, -
отличие
через признак одушевленного и восприимчивого содействует установлению сущности
{6}
живого существа, ибо живое существо есть сущность одушевленная <и>
восприимчивая;
между тем различающий признак смертного и бессмертного и различающий признак
разумного и неразумного, это- признаки, производящие деление в живом существе:
ведь
через них мы делим роды на виды. Но сами эти признаки, производящие деление
родов,
<вместе с тем> дают полноту содержания <для видов> и содействуют установлению
<этих> видов: ведь живое существо подвергается делению благодаря различающему
признаку разумного и неразумного и в свою очередь -благодаря различающему
признаку
смертного и бессмертного;
|
|