|
зумные обладают разумностью и существа, способные
смеяться, -способностью смеяться. Общим тому и другому <из этих признаков>
является
также и то, что они всегда и во всех отдельных случаях присущи <своим
носителям>: ведь
и тогда, если двуногое <существо> будет покалечено, все же <и здесь >
всегдашняя
данность утверждается в отношения природной способности, как и <существо>,
наделенное смехом, имеет <в отношении этого свойства> всегдашнюю данность
благодаря
природной способности, а не потому, чтобы <такое существо> смеялось всегда.
О РАЗЛИЧИИ МЕЖДУ СОБСТВЕННЫМ И РАЗЛИЧАЮЩИМ ПРИЗНАКОМ
Характерным для различающего признака является, что он часто утверждается
относительно нескольких видов, как разумность и относительно бога и
относительно
человека, между тем собственный признак-<лишь> относительно одного вида, у
которого
это -собственный признак. И различающий признак <неуклонно> следует за теми
<видами>, у которых это был различающий признак, но обратное следование не
имеет в
свою очередь места с неизбежностью; между тем собственные признаки в отношении
тех
<видов>, у которых это -собственные признаки, допускают взаимное высказывание,
потому что здесь обратное следование имеет место.
{12}
ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ
О ТОМ, ЧТО ЕСТЬ ОБЩЕГО У РАЗЛИЧАЮЩЕГО ПРИЗНАКА И У
ПРИВХОДЯЩЕГО ПРИЗНАКА
У различающего признака и у привходящего признака общее-то, что они сказываются
больше, чем об одном <предмете>, также с признаками привходящими и при этом
неотделимыми у признака различающего общим является то, что они бывают даны
всегда
и во всяком отдельном предмете: ведь обладание двумя ногами бывает дано всегда
у всех
воронов и обладание черным цветом- также.
О СВОЕОБРАЗНЫХ ЧЕРТАХ У РАЗЛИЧАЮЩЕГО ПРИЗНАКА И ПРИЗНАКА
ПРИВХОДЯЩЕГО [С своей стороны] различаются эти признаки тем, что признак
различающий является объемлющим, объемлемым же нет: разумность объемлет
человека;
между тем признаки привходящие в известном смысле оказываются объемлющими,
потому что они находятся у нескольких <носителей>, а в известном смысле-
объемлемыми, потому что <их> носители способны иметь не один привходящий
признак,
по несколько. И различающий признак не поддается усилению и ослаблению, между
тем
для признаков привходящих можно говорить о большой и о меньшей степени. И
противоположные различающие признаки не допускают отмщения, между тем
противоположные привходящие признаки могут быть смешаны между собою. Вот каковы,
таким образом, общие свойства и особенные у различающего признака и остальных
моментов. Что касается теперь вида, то в чем он отличается от рода и от
различающего
признака, об этом сказано там, где мы говорили, как род отличается от остальных
моментов и как различающий признак отличается от этих моментов.
ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ
О ТОМ, ЧТО ЕСТЬ ОБЩЕГО У ВИДА : И У СОБСТВЕННОГО ПРИЗНАКА
У вида и у собственного признака общее-то, что они взаимно сказываются друг о
друге:
если это-человек, то это -существо, наделенное смехом, и если -существо,
наделенное
смехом, то-человек. А что наделенность смехом следует <при этом> принимать в
смысле
природной способности смеяться, об этом <уже> многократно било сказано. Общим
является здесь также, что и тот и другой даются <всему> одинаковым образом:
одинаковым образом находятся <даются> <всюду> виды в том, что им причастие, и
собственные признаки -в том, у чего это -собственные признаки.
О РАЗЛИЧИИ МЕЖДУ ВИДОМ И СОБСТВЕННЫМ ПРИЗНАКОМ
Вид отличается от собственного признака тем, что вид может быть родом у других
<видов>, между тем собственный признак не может быть собственным признаком
<также> других <видов>. И вид стоит впереди собственного признака, а
собственный
признак идет
|
|