|
указано, как отличается род от этого признака; а
затем еще
остается сказать, какие различия <у этого же признака> с видом, с собственным
признаком
и с привходящим признаком, и <таким образом> их получается три. В свою очередь
про
вид было сказано, как он отличается от различающего признака, когда говорилось,
как
отличается различающий признак от вида; а как отличается вид от рода, было
сказано,
когда говорилось, как отличается род от вида; помимо этого, значит, предстоит
еще
сказать, как он (вид) отличается от собственного признака и от привходящего
признака;
таким образом и этих различий <как раз> два. Что же касается собственного
признака, то
здесь останется <указать>, как он отличается от признака привходящего: как
собственный
признак отличается от вида, от различающего признака и от рода, об этом сказано
уже
раньше -при указании, каковы различия между ними и этим признаком. Если таким
образом различия между родом и остальными < логическими моментами> берутся <на
учет> в четырех случаях, различия между различающим признаком <и остающимися
моментами>-в трех случаях, различия вида- в двух, и различия собственного
признака - в
одном, <именно> по отношению к признаку привходящему,- значит, всего различия
будут
иметься в десяти случаях, и из этих различий четыре- это были различия рода от
других
<логических моментов>, как мы в предшествующем показали.
{11}
ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ
О ТОМ, ЧТО ЕСТЬ ОБЩЕГО У РАЗЛИЧАЮЩЕГО ПРИЗНАКА И У ВИДА
Общее у различающего признака в у вида-то, что причастность к тому и другому
осуществляется <у того, что им причастно,> одинаковым образом (на одних и тех
же
условиях): одинаковым образом причастны отдельные люди как виду человека, так и
различающему признаку разумности. Общим у них является и то, что <оба> они
всегда
присущи тому, что им причастно. Сократ всегда разумен, и Сократ всегда- человек.
О РАЗЛИЧИИ МЕЖДУ ВИДОМ И РАЗЛИЧАЮЩИМ ПРИЗНАКОМ
Характерным для различающего признака является, что он сказывается о вещи при
указании ее качества, для вида же, что <он сказывается> при указании существа
("сути")
вещи: ведь если человек и берется как <известное> качество, он, можно сказать,
является
таковым но непосредственно, но поскольку различающие признаки, присоединившись
к
роду, это качество установили. Далее, <тот же самый> различающий признак часто
усматривается у нескольких видов, как наличие четырех ног у очень многих
животных,
отличающихся <между собою> по виду, между тем вид имеет место в одних только
индивидуальных существах, подчиненных <данному> виду. Далее, различающий
признак
идет раньше соответствующего ему вида: разумность со своим упразднением
упраздняет
вместе <с собою> человека, между тем человек, при его упразднении, не
упраздняет
разумность, раз существует бог. Далее, различающий признак допускает
объединение с
другим различающим признаком: ведь разумность и смертность объединились для
установления человека; между тем вид не допускает объединения с <другим> видом,
так
чтобы <вместе> породить какой-нибудь другой вид: отдельная лошадь соединяется о
отдельным ослом для порождения мула, но непосредственно лошадь <как вид> в
соединении с ослом <как видом> не могла бы образовать мула <как вида>.
ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ
О ТОМ, ЧТО ЕСТЬ ОБЩЕГО У РАЗЛИЧАЮЩЕГО ПРИЗНАКА И У
СОБСТВЕННОГО ПРИЗНАКА
Различающий признак и собственный признак имеют общим то, что вещи, им
причастные, являются таковыми на разных условиях (одинаковым образом): на одних
и
тех же условиях существа р
|
|