Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мир оружия... :: А.В.Б. Норман - Средневековый воин. Вооружение времен Карла Великого и Крестовых походов
<<-[Весь Текст]
Страница: из 123
 <<-
 
что «следует соблюдать то же, что в предыдущем капитулярии; в частности, каждый 
человек, который имеет двенадцать mansi
[44]
, должен иметь кольчугу; тот, у кого есть кольчуга и кто не взял ее с собой, 
теряет свой надел вместе с кольчугой». К сожалению, упоминаемый капитулярий был 
потерян. Неясно, говорится ли здесь о всаднике, хотя это вполне возможно. 
Капитулярий относительно фризов говорит о службе получивших поместье вассалов 
«и всадников в целом» без определения статуса последних. Предполагается, что 
они являлись независимыми свободными людьми. Письмо Карла Великого аббату 
Фулраду, написанное, по всей видимости, в 806 году и приказывающее ему явиться 
со своим отрядом в армию, похоже, предполагает, что все вассалы будут служить в 
коннице. Карл Великий к этому времени имел под рукой очень крупные силы конницы 
в королевстве лангобардов
[45]
. Капитулярий 786 года подразумевает, что все те лангобарды, которые дали 
клятву верности королю, обычно служили верхом и в доспехах. Именно армию 
лангобардов вели Пипин, сын Карла Великого, и Эрик, герцог Фриуля в кампании, 
которая привела к полному разгрому войск Аварского каганата в Паннонии — войско 
аваров представляло собой в основном легкую конницу
[46]
. Превращение традиционно сражающихся в рядах пехоты франков в народ 
кавалеристов было более или менее завершено к правлению Карла II Лысого
[47]
, внука Карла Великого, который постановил «ut pagenses Franci qui caballos 
habent, vel habere possunt, cum suis comitibus in hostem pergant» («что те 
франки, которые живут в селениях, кто имеет лошадей или может приобрести их, 
должны получить разрешение проследовать к господину со своими спутниками»)
[48]
. К 891 году Annales de Fulda отмечает, что франки не знали, как сражаться 
пешком. Так появился верховой рыцарь, одна из наиболее характерных черт 
феодализма в Западной Европе.

Ахенский капитулярий постановляет, что епископ, граф и аббат должны лично 
следить за готовностью своих людей. Эти люди должны быть вооружены копьями, 
щитом, луком с запасной тетивой и двенадцатью стрелами. У них должна быть 
кольчуга (почти наверняка речь идет о рубашке из колец) и шлем. Ничего не 
известно о том, как в те времена франки несли лук и стрелы. Хотя большинство 
иллюстраций показывают использование этого оружия воинами, у всадников лук и 
стрелы встречаются очень редко.
Поскольку требования были жесткими, для продолжительных кампаний против 
любителей повоевать за границами франкских владений Карл Великий имел армию не 
столь многочисленную, как при всеобщем призыве, но лучше вооруженную и 
снабженную всем необходимым. Для наиболее бедных слоев он ввел раздельную 
службу. В капитулярии 808 года постановлялось, что «каждый свободный человек, 
имеющий четыре mansi в своей личной собственности или имеющий выделенный 
кем-либо надел земли, должен сам экипировать себя и явиться в армию либо со 
своим господином, если господин идет в армию, либо со своим графом. Тот, кто 
имеет три mansi в своей собственности, должен присоединиться к человеку, у 
которого есть одна mansus, и должен помочь ему, чтобы тот мог служить за обоих. 
Тот, кто имеет только две mansi в своей личной собственности, должен 
присоединиться к тому, кто также имеет две mansi, и один из них должен помочь 
другому, который и отправится в армию. Тот, у кого имеется только одна mansus, 
должен присоединиться к троим, у которых имеется то же, и должен помочь одному 
из них, после чего последний должен пойти в армию один; остальные трое остаются 
дома». За формирование групп по экипировке отвечали графы. К сожалению, ничего 
нельзя сказать о самой экипировке. Почти наверняка она не включала кольчугу, 
поскольку для этого требовалось иметь двенадцать mansi.
Более ранний капитулярий вводил селективную службу для тех, кто имел только 
половину mansus, и даже для тех, кто не имел земли, обладая только определенным 
количеством товаров. Теперь же, по новому капитулярию, такие люди 
использовались только временно и локально во время большой нужды в солдатах.
Граф должен был брать с собой всех своих имеющих поместья вассалов, за 
исключением двоих, которые освобождались от службы и штрафа в обмен на охрану 
жены графа, а также еще двух, которые охраняли территории графства. Это 
гарантировало мир дома и ограничивало число освобождений от военной службы. 
Если граф оставался по долгу службы дома, то его люди отправлялись на службу с 
тем, кто его заменял. Епископ или аббат могли оставить дома только двух своих 
вассалов. Капитулярий 811 года постановлял, что любой королевский вассал, 
который оставался служить при королевском дворе и имел поместья, не должен был 
брать своих вассалов — они отправлялись в армию с графом того района, к 
которому принадлежали. Если лорд или граф позволял какому-либо свободному 
человеку оставаться дома во время мобилизации (а он не был освобожденным), то 
граф или лорд должен был платить за такого человека штраф. Этот капитулярий 
также восстанавливал древний обычай, по которому человек, поступая в армию, 
должен был взять с собой еду на три месяца, а одежду и вооружение — на шесть 
месяцев. Более того, три месяца теперь отсчитывались от границы, так что 
требовался дополнительный запас продуктов, чтобы до нее добраться. Капитулярий, 
выпущенный в Ахене, показывает, что эти запасы, состоящие, кроме прочего, из 
муки, вина и свинины, перевозились в телегах с зернотерками, теслами, топорами 
и буравами. Также везли канаты — возможно, в данном случае для легких осадных 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 123
 <<-