|
орудий — и доставляли людей, способных этими орудиями пользоваться. Королевские
маршалы были обязаны, по необходимости, доставлять для этих орудий камни,
перевозимые на вьючных лошадях. К вызову в армию аббата Фулрада прилагался
перечень экипировки, которую необходимо было доставить на выделенных для
военной кампании телегах; в списке есть, помимо перечисленного, рубанки, доски,
лопаты и бревна, обитые с одного конца железом. Капитулярий De Villis Dominicis
дает емкость этих телег в двенадцать мешков зерна или двенадцать небольших
бочонков вина. Телеги должны были иметь кожаное покрытие, которое могло быть
связано вместе и набито, возможно, сеном, для того чтобы
телеги можно было использовать как понтоны при пересечении рек. Капитулярии 802
и 811 годов делают военно-морскую службу в приморских провинциях обязательной
даже для вельмож.
Результатом этой реорганизации стало то, что Карл Великий после ряда военных
кампаний смог, наконец, завоевать саксов. При этом он вел боевые действия зимой
785/86 года, что было раньше для армии франков невозможной задачей. Карл также
воздвиг постоянные укрепленные пункты (бурги), связанные друг с другом дорогами,
— для того, чтобы овладеть землей саксов раз и навсегда. Возможно, именно для
частокола этих бургов и доставлялись на телегах бревна, обитые с одного конца
железом. Здесь Карл, возможно, использовал пример императорского Рима. Его
библиотека определенно содержит большое число римских военных книг, включая
Цезаря и Тацита. Военное искусство и величие империи определенно оказывало
глубокое впечатление на варварский ум. Карл Великий должен был особенно
внимательно воспринимать римское наследие, поскольку титул императора был
восстановлен для него лично.
Армия под командованием его сына Людовика вторглась в Каталонию в 800–801 годах
и осадила Барселону, устроившись в безопасности за валом, воздвигнутым вокруг
города. Вал охраняла лишь треть армии, под командованием Вильгельма, графа
Тулузского. Армия имела лагерь в нескольких километрах к западу, в то время как
еще треть армии установила контроль над линиями коммуникаций через Пиренеи. Это
была весьма искусная стратегия, на которую не была способна франкская армия до
Каролингов
[49]
.
К сожалению, обычай погребать вооружение в могиле постепенно угас с
распространением христианства, так что мы знаем о вооружении во времена
Каролингов значительно меньше, чем об экипировке воина времен Меровингов.
Рукописи с раскрашенными иллюстрациями стали более распространенными, но весь
этот период следует изучать с особой тщательностью, поскольку на художников
оказывали сильное влияние восточноримские (византийские) картины и резьба по
слоновой кости. Многие иллюстрации с изображением солдат показывают их
облаченными в броню времен заката Римской империи, с широким, с полями и
гребнем, шлемом, панцирем с рельефным изображением мышц и похожей на
шотландский килт юбкой. Сейчас обычно считают, что на самом деле внешний вид
франкских воинов таким не был, но недавно было высказано предположение, что
золотые петлеобразные застежки в саксонском погребальном корабле в Саттон-Ху
представляют остатки подобного панциря, но изготовленного из кожи.
Подавляющее большинство иллюстраций в манускриптах времен Каролингов, по всей
видимости, изображает воинов, даже таких известных, как Голиаф, без нательных
доспехов. К примеру, псалтирь начала IX века из аббатства Корби (ныне в Амьене,
Коммунальная библиотека) показывает филистимлян с круглыми выпуклыми щитами,
«крылатыми» копьями, мечами и с тем, что, по-видимому, является коническим
шлемом. С другой стороны, есть множество изображений людей в доспехах.
Штутгартская псалтирь (Земельная библиотека Вюртемберга), раскрашенная в Корби
в начале IX века, показывает Голиафа с полусферическим шлемом с узкой полоской
вокруг нижнего края и двумя другими полосками, перекрещивающимися на вершине.
Но этот шлем не имеет ни защиты ушей, ни защиты шеи и щек. Рубашка с короткими
рукавами явно несоразмерна фигуре. Доспехи состоят из небольших пластинок
металла или рога, прикрепленных к ткани или к кожаной подкладке и установленных
с перекрытием соседних пластинок наподобие рыбьей чешуи. Знаменитую Psalterium
Aureum
[50]
начали писать до 883 года, в библиотеке аббатства Санкт-Галлен. В ней показаны
конница и пехота в гибких нательных доспехах, длиной почти до колен, с
короткими рукавами. На этих доспехах на рисунке видны ряды изогнутых линий,
которые, похоже, являются условным изображением чешуйчатых лат, а не кольчуги.
Эта интерпретация, возможно, подтверждается тем, что цветной рисунок изображает
внутреннюю часть доспехов без изогнутых линий и другим цветом. Воины на всех
этих рукописях несут выпуклые круглые щиты с центральным умбоном, за которым
располагается ручка. В некоторых случаях шиты висят на ремнях у воинов на спине.
В Psalterium Aureum шлемы имеют ребро, идущее спереди и сзади головы; у шлемов
есть край, который сзади спускается ниже, чем спереди. До нашего времени ни
один шлем этого типа не был обнаружен, так что, возможно, это изображение на
цветном рисунке является условным. Он мог получиться как развитие шлема с краем
и гребнем, который мы упоминали выше. Об этом может свидетельствовать шлем из
«Психомахии» Пруденция, находящейся в Национальной библиотеке в Париже, где
изображен шлем с полями и гребнем, и шлем в Валансьене (Публичная библиотека),
который явно скопирован с парижской рукописи, где копировщик упростил свою
|
|