|
слову возвращается первоначальное значение — чулки,
таковым оно остается до нашего времени. Следует от
метить, что в Германии в ходу значение, принятое в
XVI веке.
Относительно второго случая уместно вспомнить
«пару крытых тканью пластин», позднее известных как
бригандина.
Ввиду доступности обширного поля письменных ис
точников невозможно выделить какие-то из них как
приоритетные. Практически все старые рыцарские ро
маны, хроники, фаблио могут снабдить полезным ма
териалом. В наше время доступно огромное количество
подобных произведений, тщательно отредактированных
компетентными специалистами. Не следует пренебре
гать французскими текстами, учитывая тесную связь
между Францией и Англией на протяжении многих сто
летий, не говоря уже о Бургундии в ее лучшие време
на. С конца XIV века мы начинаем больше зависеть от
английских источников — это Чосер, Лидгейт, письма
Пэстона и т. д.; драматурги и сатирики тюдоровской
эпохи, авторы дневников, писатели вроде Стаббса,
Пичема, Бульвера; эссеисты, авторы писем и биографы
более позднего времени, не говоря уже о заметках в
современных им газетах, дают нам много материала.
Полны интересных сведений гардеробные реестры, за
вещания и инвентарные описи. В ходу были словари и
глоссарии, тексты которых иногда сопровождались ил
люстрациями.
Превосходным источником является Repertoire des
Inventaires imprimes Де Мели и Бишопа. Книга содер
жит детальные ссылки на опубликованные инвентарные
описи — на французском, английском, немецком, ита
льянском, испанском языках и на латыни, большую часть которых можно прочесть in
extenso (полностью,
без сокращений) в оригинале в Британском музее. Окс
фордский словарь — обширный объем современных
текстов — почти незаменим.
В средневековом искусстве можно отметить ряд
повторяющихся тем, которых достаточно, чтобы про
иллюстрировать внешний облик определенных классов
вплоть до XV века.
а) Воины. Библия являлась универсальной кладовой,
откуда художники черпали свои темы. Из иллюстриро
ванных Библий, Евангелий, Псалтырей и Часословов
мы можем выделить в особенности следующие распро
страненные иллюстрации: Авраам и Мелхиседек, Давид
и Голиаф, избиение младенцев и Воскресение (со спя
щими стражниками) . Различные изображения святых
воинов, в числе которых Георгий Победоносец, обра
зуют великолепную галерею рыцарских доспехов.
б) Крестьянство. Такие сюжеты, как Адам и Ева в
момент изгнания из рая, история Руфи, явление Анге
ла пастухам, поистине бесценны, но более всего в
смысле информации значимы миниатюры в иллюстри
рованных календарях, изображающие сезонные заня
тия: сев, жатву, пахоту и т. п.
Все сюжеты, упомянутые выше, в пунктах а и б, яв
лялись излюбленными темами скульпторов, которые
повторяли их на фасадах церквей, капителях колонн и
т. д. Они же часто встречаются на оконных витражах.
Далее, читатели старинных текстов не должны вос
принимать каждое утверждение буквально. Элементы
преувеличения и предвзятости — юмористические со
стороны сатирика, ожесточенные со стороны моралис
та — надо внимательно отслеживать. Опять же, описа
тельные прилагательные нельзя понять до тех пор, пока
мы не поймем, что же было нормой в те дни. Такие
слова, как «длинный», «короткий», «просторный», «ши
рокий» и т. д., следует воспринимать с учетом этого. То,
что сегодня описывается как «широкое», завтра может
считаться прилегающим. Пессимистам не по нраву лю-бая мода, все приводит их в
ярость. Когда в моде про
сторные, широкие одежды, они восхваляют короткое и
узкое, и наоборот.
Следует помнить — и свидетельство этого мы находим
вплоть до конца викторианского периода, — что люди
зрелого возраста придерживались (за исключением фор
мальной придворной одежды) моды их юности. Знать и
мелкопоместное дворянство, удаленные от двора или сто
лицы, разумеется, отставали от моды. Отметьте также, что
|
|