|
некоторые явные исключе
ния, а именно:
а) Иисус Христос, Богородица и апостолы изобра
жались в традиционных одеяниях, ставших своего рода
стереотипными, стандартными задолго до того перио
да, о котором рассказывает наша книга. Эта традиция
сохранилась до нашего времени.
б) По мере того как шло время (и особенно это за
метно с XV века), художники стали стремиться придать
четко определенным группам персонажей экзотичес
кий или, по крайней мере, непривычный вид. Как пра
вило, так изображались язычники, восточные тираны
и гонители христиан — здесь художники полагались в
основном на свое воображение. В результате эти обра
зы обладают фантастическим, часто смешанным, со
стоящим из разнородных элементов обликом благодаря
головным уборам, доспехам, оружию и т. д., по боль
шей части порожденным фантазией художника. Целью
художника было сделать фигуры отталкивающими, из
ряда вон выходящими и/или смехотворными, неле
пыми.
в) Время от времени предпринимались попытки того,
что можно назвать «доморощенной археологией» в изоб
ражении предков и их окружения. В значительной степе
ни и это был вопрос вымысла. Но также любой фасон,
вышедший из моды, мог послужить художнику для изоб
ражения любого предшествующего периода. Начиная с
1500 года под влиянием гуманизма и итальянской куль
туры для изображения иудеев, греков и римлян стал ис
пользоваться весьма условный, схематичный псевдоклас
сический костюм. Однако интересным представляется
встречающееся время от времени изображение в некото
рых работах подлинных фрагментов доспехов, созданных
гораздо раньше, чем жил художник. До нас дошли шле
мы и другие предметы, сделанные еще в XIV веке (а в
некоторых случаях и раньше), следовательно, художник
прошлого также мог видеть ранние доспехи или же их
изображения в оружейных мастерских, арсеналах или церквах. Не будем дальше
развивать эту тему, хотя риск
ну предположить, что она представляет собой непаханое
поле для археологов. Взять хотя бы безошибочное изоб
ражение баскинета «свиное рыло» с характерным за
бралом (1380—1420) в работах Мемлинга, Ганса Гольбей-
на Старшего и Маттиаса (Матиса) Грюневальда (конец
XV — начало XVI столетия).
Разумнее всего делать умозаключения на примерах,
данные о которых известны или могут быть установлены
без особого труда. Исследователь не должен позволять
ввести себя в заблуждение надписью или датой, которые
появляются и расстраивают его выводы, — они вполне
могут оказаться подделками (отчасти это справедливо и
в отношении доспехов), поэтому ему надлежит все про
верять. Наконец, ему стоит иметь перед глазами и для
того собирать иллюстрации (фотографии, художествен
ные открытки, репродукции) и — если у него есть спо
собности к рисованию — делать наброски, зарисовки
произведений, которых нет в его коллекции. Принципы
систематизации и классификации коллекции оставляем
самому исследователю — ему лучше судить, что позволит
ему быстрее наводить справки в его коллекции, которая
будет пополняться удивительно быстро.
Совершенно иная категория — литературные свиде
тельства. Рисунок, живописное полотно или резное изоб
ражение, если они не выполнены в примитивной техни
ке, производят определенное впечатление. Совершенно
иначе обстоит дело со словом. Даже опытный текстолог
часто принужден довольствоваться догадками — работа,
имеющая мало общего с трудностями палеографии. Су
ществуют два противоположных момента, оказывающие
влияние на изучение истории костюма. Не говоря уже об
особенностях местного использования терминов, мы об
наруживаем:
а) что определенные слова с течением времени ра
дикально изменили свое значение;
б) что предмет одежды с течением времени меняет
свое название. В отношении первого случая хорошим примером
является слово «чулки» (hose). Сначала оно означало то,
что мы называем чулками, гетрами. Затем — одновре
менно бриджи и чулки. В конце XVI века это слово
применяется к бриджам. К середине XVII столетия к
|
|