|
ны общие черты и направленность. Можно сказать, что
Франция являлась своего рода каналом, посредством ко
торого модные тенденции достигали Англии. По крайней
мере, при дворе за ними внимательно следили и англий
ская мода не отставала от зарубежной.
Прежде изучение костюма ассоциировалось, с одной
стороны, со старомодными чудаками, а с другой — с ис
торическими «костюмными» пьесами, жанровой живопи
сью и т. д. Сейчас постепенно приходит понимание того,
что изучение костюма может принести реальную практи
ческую пользу специалистам-искусствоведам. С помо
щью этих знаний они могут доказать или опровергнуть
достоверность «старых мастеров», подлинность шедевров,
представленных на суд экспертов.
Фрэнсис Келли
Рэндольф Швабе Часть первая
1066-1485 годы ВВЕДЕНИЕ
Различия в возрасте, силе вооб
ражения или общественном поло
жении каждого отдельного челове
ка всегда сосуществовали с общими
модными тенденциями эпохи, при
нятыми большинством.
Арман. Жанна д'Арк
Источник и
Материалы, по которым можно изучать историю
костюма, делятся на два вида: изобразительные и лите
ратурные. И те и другие бесценны для исследователя,
который желает глубоко изучить свой предмет, но оба
источника не так просто скомбинировать. Конкретные
иллюстрации, предоставленные искусством во всех его
видах, хотя и не свободны от того, чтобы ввести в за
блуждение неискушенного новичка, все же дают более
ясное представление о предмете, нежели сочинения ав
торов соответствующего исторического периода. В осо
бенности это касается произведений, написанных
ранними авторами. Следует помнить, что читатели того
времени постоянно наблюдали описываемые предметы,
поэтому в детальном описании их необходимости не
было и автор понятия не имел о том, какие трудности
он воздвигает на пути позднейших ученых. И все же
исследователь, желающий как можно дальше продви-нуться в своем предмете, не
должен пренебрегать по
добного рода свидетельствами. Если какие-либо фраг
менты текста покажутся ему неясными, на выручку
могут прийти иллюстрации и пытливость.
Исследователю не обязательно быть чрезмерно све
дущим в портновском искусстве, однако теоретическая
осведомленность о принципах кроя и тканях может
оказаться весьма полезной при расшифровке упрощен
ных произведений ранних художников. Этим вопросам
посвящено несколько современных книг, рассказываю
щих о костюме. Решения, которые они предлагают,
являются по большей части квинтэссенцией практиче
ского опыта. Театральные и кинематографические кос
тюмеры, равно как создатели картин, иллюстраторы и
т. п., желающие изобразить исторические события или
персонажей, вряд ли узнают более, чем нужно, в этом
плане. В самом деле, художник, рисующий историче
скую сценку, если он добросовестно относится к своему
делу, пожелает работать с костюмированной моделью.
Для этой цели желательно иметь одежду, сделанную в
точном соответствии с его пожеланиями, а не зависеть
от «склада» театральных костюмеров.
Художественный материал, которым мы распола
гаем, практически безграничен. Чуть ли не ежедневно
нам становятся доступны все новые и новые объемы
информации: то и дело издаются книги, рассказыва
ющие о том или ином художнике, школах живописи,
гравюрах, скульптуре, иллюминировании. Журналы по
искусству, иллюстрированные каталоги, даже объявле
ния торговцев предметами искусства — все это богатые
источники материала.
Мы уже говорили, что искусство прошлого полно
подвохов для неопытного исследователя, некоторые из
таких «ловушек» упоминаются в этой книге. Например,
в целом можно считать верным, что средневековый ху
дожник, а в значительной степени и его последователи,
жившие в XVI—XVII столетиях, обряжали персонажей
прошлого в одежды, характерные для времен современ-ных художнику. Но есть и
|
|