|
закрыт. Мы были в полном согласии, ее цель убедить автора в том, что ее нельзя
загипнотизировать, была уже выполнена, ее противодействие гипнозу стало
ненужным, бесполезным. Но эти три непонятные слова: “только вашу руку” —
поставили перед ней вопрос, который смутил ее: “А что это значит?”. Тем самым
она была буквально вынуждена просить какого-то объяснения. Автор с обдуманной
интонацией дал подтверждение, и в то время как ее разум был еще восприимчив,
быстро добавил еще четыре слова, четвертым была команда: “Смотрите!”. С раннего
детства мы учимся интерпретировать некоторые тактильные стимулы в значении
“двигайся”, и пациентка так же автоматически отреагировала на такое тактильное
стимулирование. Этого она не могла понять, у нее не было противодействия этому,
и она увидела свою руку, поведение которой также не могла понять. Да ей и не
дали такой возможности. Выявление гипнотической реакции руки легко привело к
другой: к каталепсии, расширению зрачков, а потом был использован набор
всесторонних внушений, чтобы закрепить глубокий транс и сохранить его.
К этой пациентке применили гипнотерапию и психотерапию и феноменально быстро
достигли успеха по той простой причине, что ей не дали поставить свое
сопротивление между собой и лечением, и она оказалась в ситуации, объективно
подавляющей это сопротивление. Это началось почти сразу же, как автор заявил:
“Теперь мы можем перейти к лечению, не тратя времени на вопрос, ответа на
который ни я, ни вы не знали, но на который вы так легко нашли правильный ответ,
а именно, что вы сможете создать глубокое состояние транса и поддержать его, и
теперь вам не нужно сопротивляться”.
Заключение.
Из вышеприведенного описания и примеров можно заключить, что метод путаницы
представляет собой использование игры слов или сообщений одинакового сорта,
которое постепенно вводит путаницу в тот вопрос, что рассматривается пациентом
и врачом, и ведет к запрещению обычных ответов, реакций и, следовательно, к
нарастанию необходимости дать ответ. Это напоминает детские словесные игры: “Я
здесь, а тебя здесь нет, и Нью-Йорк не здесь, поэтому ты, должно быть, в
Нью-Йорке, поскольку ты там, а не здесь, и Нью-Йорк — там, а не здесь”.
Начав с этих элементарных понятий, автор модифицировал игру слов, добавив
кажущиеся противоречивыми или неуместными бессвязные замечания, каждое из
которых вне контекста является простым разумным утверждением, завершенным и
много значащим само по себе. В контексте такие выразительно сделанные сообщения
становятся мешаниной, казалось бы, достоверных и в какой-то степени связанных
идей, которая вызывает у субъекта попытку скомбинировать их в единое целое,
позволяющее дать ответ. Но скорость, с которой делаются эти сообщения, не
позволяет субъекту понять их, исключая тем самым ответ и реакцию на них, и дает
в результате смущение и чувство безысходности. Это вызывает необходимость в
какой-то более четкой и понятной мысли. В этот момент гипнотерапевт и
предлагает четко выраженную, легко понимаемую мысль, которая сразу же
схватывается субъектом и пробуждает в его уме определенные ассоциации. И в этом
процессе гипнотерапевт выдает неуместные замечания, непоследовательные реплики,
как бы имеющие какое-то значение, и тем самым увеличивает замешательство. Порой
это напоминает детскую загадку: “Две утки впереди одной утки, две утки позади
одной утки и в середине одна утка. Сколько уток всего?”. Даже те, кто знает,
что речь идет о трех утках, почувствуют себя безнадежно запутанными, если к
загадке добавить такую фразу: “Конечно, вы должны помнить, что они находятся за
дверью с левой стороны”. А для тех, кто не знает ответа и кто сражается с этими
двумя утками и двумя утками и одной уткой, эта дверь с левой стороны часто
становится непреодолимым барьером к нужному ответу, как результат естественного
желания согласовать это неуместное замечание с самой задачей.
Однако метод путаницы иногда оказывается очень трудным для некоторых
экспериментов с гипнозом, и экспериментаторы сталкиваются с большими проблемами,
пытаясь применить его в своей экспериментальной и клинической работе. Тем не
менее, он имеет большое значение для тех, кто не смог использовать его в
гипнотической обстановке. Повторные попытки изобрести и выполнить метод
путаницы ради практики только научат приверженца более обычных, ритуальных,
традиционных словесных методов более гладко строить свою роль, речь; помогут
освободиться от механических внушений и лучше понять значение внушений. Они
также позволят освоить более легкий переход от одной манеры поведения к другой
в ответ на изменения в пациенте и от одного набора мыслей к другому. Повторные
опыты при обучении гипнозу студентов медицинских и психологических факультетов
и врачей-психиатров, распределение задачи на составление и анализ метода
путаницы помогли им (даже тем, кто не смог научиться методу путаницы
непроизвольно или намеренно в гипнотической ситуации) более тщательно изучить
традиционные вербальные методы наведения транса.
Таким образом, метод путаницы представляет собой группу идей и понятий, которые
настолько перемешаны с кажущимися связными, достоверными, но неуместными
сообщениями, что это порождает неуверенность и замешательство, а кульминацией
является внушение, позволяющее дать быстрый и легкий ответ, удовлетворительный
для субъекта и подтвержденный его собственными, хотя, возможно, и
бессознательными для него, экспериментальными данными.
Природа и характер постгипнотического поведения.
(Написана совместно с Элизабет М. Эриксон)
The journal of genetic psychology, 1941, № 2, pp. 95—133.
Несмотря на общее знакомство с постгипнотическим поведением и его ролью в
экспериментальной и терапевтической работе, ему уделялось мало внимания как
самостоятельной проблеме. Внимание фокусировалось в основном на действиях,
которые внушали субъектам в качестве постгипнотической задачи, тогда как
|
|