|
Смущенный, окончательно сбитый с толку непонятным поведением автора,
пребывающий в полной растерянности относительно того, что делать дальше,
человек стал вполне уязвимым для первого вразумительного сообщения в
соответствии с этой ситуацией, которая была создана для него. Завязывая шнурок
на втором ботинке, автор произнес: “Глубоко вдохните, сядьте в то кресло,
закройте глаза и войдите в глубокое состояние транса”. После короткой
испуганной реакции субъект сказал: “Черт возьми! Но как? Проделайте это снова,
чтобы я мог знать, как вы это делаете”.
Ему были предложены на выбор несколько традиционных методов. Он выбрал метод
левитации руки, который показался ему самым интересным, и в результате
погрузился в сомнамбулический транс.
Объяснение того, что произошло, очень просто. Человек подошел к сцене с явно
выраженной решимостью сделать что-то. Поведение автора, когда он поднялся с
кресла якобы для рукопожатия, а затем принялся завязывать шнурки на ботинках,
заставило субъекта стоять с вытянутой рукой. Его так неожиданно прервали в
самом начале, что он был изумлен, растерян, неспособен что-либо предпринять, и,
следовательно, оказался вполне восприимчивым к любому ясно выраженному внушению,
которое нужно было делать в соответствии с общей ситуацией и на которое (даже
на самую простую, спокойную команду автора) он откликнулся с облегчением. И,
конечно, в просьбе, с которой он обратился к автору после того, как понял, что
произошло, проявилось подсознательное отношение субъекта к гипнозу.
Таким же образом и многие пациенты в клинике демонстрируют враждебность,
агрессивность и противодействие; однако они всерьез нуждаются в лечении. Метод
путаницы изменяет ситуацию спора между двумя людьми и преобразует ее в
терапевтическую ситуацию, в которой создается сотрудничество и соучастие во
взаимной задаче, с концентрацией, главным образом, на благополучии пациента, а
не на споре между индивидуальностями — пункт, который практически устраняется в
пользу достижения цели терапии.
В качестве примера давайте рассмотрим следующий клинический случай. Во время
первой встречи с автором пациентка вошла в кабинет довольно неуверенно,
колеблясь, однако ее походка выражала желание казаться волевой и недоверчивой.
Она очень прямо села в кресло, крепко прижав руки к коленям, и слабым голосом,
запинаясь, сказала: “Меня послал к вам доктор X, который работал со мной
несколько часов. До него я обращалась к доктору Y, который тоже потратил на
меня много времени. А до этого доктор Z тридцать часов работал со мной. И все
они говорили мне, что я слишком сопротивляюсь гипнозу, но они сказали также,
что вы сможете мне помочь. Правда, сначала я пошла к двум другим врачам, потому
что они живут недалеко от моего города. Я вообще не хотела ехать к вам в Феникс,
но даже мой домашний врач сказал мне, что сеанс гипноза мог бы помочь мне
преодолеть сопротивление лечению”. Робкое, неуверенное поведение и голос
пациентки, ее решительная походка, жесткая прямая поза, ее явное преувеличение
числа часов, напрасно потраченных на попытку индуцировать у нее состояние
транса, ее нежелание ехать в Феникс, ее поездка к двум другим докторам, хотя
трое прежних рекомендовали ей обратиться к автору, дали повод предположить, что
она:
1) будет сопротивляться гипнозу;
2) смущена своей амбивалентностью;
3) к ней нельзя подходить с обычными методами индукции;
4) конечно, желает вылечиться;
5) попытается вовлечь автора в спор, вместо того чтобы начать лечение.
Соответственно, автор довольно бесцеремонно, даже грубо, сказал ей: “Давайте
выясним все с самого начала. Три врача (все трое — хорошие специалисты, такие
же как и я) много работали с вами. Они нашли, что вы слишком сопротивляетесь
гипнозу, что и я найду тоже. Поэтому давайте будем понимать это с самого начала.
— Затем явно с другой интонацией и темпом речи автор произнес предложение,
состоящее из двух частей: — Я не смогу загипнотизировать вас, только вашу руку”.
В явном замешательстве она сказала: “Не можете загипнотизировать меня, только
мою руку — я не понимаю, что вы имеете в виду”.
Автор снова, медленно и явно подчеркивая слова, произнес: “Это именно то, что я
имею в виду. Я не могу гипнотизировать вас — потом мягким тихим голосом быстро,
как будто это было одним сломом, добавил: — только вашу руку, смотрите”.
Когда автор говорил слово “смотрите”, он осторожно “поднял” ее левую руку,
легким прикосновением пальцев придав ей движение вверх, а потом осторожно убрал
свои пальцы, оставив руку пациентки в каталептическом состоянии, висящей в
воздухе. Поскольку она следила за тем, как поднимается вверх ее рука, автор,
вздохнув, мягко сказал: “Просто закройте глаза, глубоко вдохните, крепко,
глубоко засыпайте, и когда вы это сделаете, ваша левая рука медленно опустится
на бедро и останется там, пока вы крепко и спокойно спите до того момента,
когда я скажу вам проснуться”.
Через пять минут после того как она вошла в кабинет, женщина оказалась в
глубоком и, как выяснилось потом, сомнамбулическом трансе. Что же случилось?
Она отчаянно хотела вылечиться, проехала длинное расстояние, чтобы найти
лечение; она пришла, явно настроившись против обычных, традиционных, ритуальных
и других методов, которые наблюдала, слышала и понимала. Согласившись и
примирившись, она вдруг слышит, как ей четко и понятно говорят: “Я не могу
гипнотизировать вас”, а потом добавляют тихо, осторожно и быстро, пока она еще
находится в доверчивом настроении, непонятные три слова как бы на одном
дыхании: “Только вашу руку”.
Таким образом, то самое, что она пришла доказывать, уже подтверждено, вопрос
|
|