|
правда. За любыми действиями вымышленного персона
жа стоит реальный жизненный опыт человека, который
его придумал. А этим уже можно воспользоваться.
Если вы уже выбрали себе пример для подражания,
то можно начать действовать так, как если бы действовал
он. Скопируйте его образ мышления, мимику, жесты,
позу. Мы же знаем, что сознание и тело — части единой
системы. Откуда взять информацию о нашей модели,
тоже понятно: весь наш жизненный опыт закодирован
в нервной системе. Все это хранится в нашем мозгу. Все
это можно достать и использовать.
Предпосылка четвертая. Субъективный опыт мож
но разделить на образы, звуки, ощущения, вкус и запах.
То, что у нас есть пять способов собирать информацию
извне, думаю, никому объяснять не надо. У всех есть гла
за, уши, нервные рецепторы по всему телу, язык и нос.
Как их использовать по прямому назначению, полагаю,
все тоже догадываются.
Тем, кто не догадывается, могу предложить следую
щие идеи. Можете попробовать: «Совать нос в чужие
дела»; «Чесать языком»; «Вешать лапшу на уши»; «По
жирать глазами»; «Получать острые ощущения». Попро
бовав все это, вы наверняка узнаете, для чего нужны орга
ны чувств на самом деле.
Что нового? Почти ничего. Разве что придется немного
разочаровать любителей экстрасенсорики и прочих «ше
стых чувств». Весь субъективный опыт укладывается
в уже привычные пять. В область самой обычной сен-38 НЛП: люди, которые играют
роли
сорики, но разве что сенсорики более развитой, утон
ченной.
Если до занятий НЛП мне еще удавалось верить во
всякие астральные штучки, то теперь, узнав, как те же
самые «фокусы» выполняются с помощью обычных ор
ганов чувств... Короче, развить в себе внимательность,
точнее, сенсорную чувствительность, куда легче, чем овла
деть биоэнергетикой. И прочими чудесами.
Действительно, попробуйте внимательно почитать
соответствующую литературу по всяким «суперспособ
ностям». Только ту, которая действительно чему-то учит,
а не только рекламирует и пугает. Приглядитесь: там на
писано о том, что можно увидеть, услышать или почув
ствовать. Особенно в тех местах, где маги и чародеи опи
сывают свои собственные переживания. Они очень точ
но укладываются в наши привычные чувства. То есть при
соответствующих затратах времени и сил все это можно
с успехом повторить. Причем чем конкретнее описыва
ются переживания, тем легае их достичь.
Вообще, информацию, которую мы получаем из вне
шнего мира, можно разделить так: сенсорная информа
ция и суждения о ней. Сенсорная информация поступа
ет посредством пяти чувств. Вот пример наблюдения за
внешним состоянием собеседника: «Уголки губ при
подняты, видны зубы, глаза сужены, щеки порозовели».
Остальное — наши суждения и интерпретации: «Он до
волен». Сравните: «Чувствую, сосет под ложечкой» и
«Мне страшно!»
Ну и что? А то, что сенсорная информация объектив
на и проверяема. Ее может обнаружить каждый. А вот
суждения... Сколько людей, столько и мнений. В ответ на
улыбку прохожего можно подумать разное, например что
у меня плохая походка и он надо мной смеется; или, что
он счастлив, что встретил такого красавца, как я; или, что
он вспомнил приятный случай. Особо догадливые могут Глава 2. С чего начинается
НЛП? 39
решить, что когда-то в детстве ему на голову упал кир
пич. А он просто идет и улыбается. И ничего более.
— У вас такие большие очки! Вы, наверное, очень
умный?
— Что вы! Просто зрение плохое.
Как видите, далеко идущие выводы делать рановато.
Домыслы, как это часто оказывается, весьма далеки от
истины. Поэтому энэльписты решили опираться не столь
ко на свои предположения о том, как устроен мир, сколь
ко на то, что можно реально увидеть, услышать или по
чувствовать — на свой сенсорный опыт.
Они взяли за основу тот факт, что любое пережива
ние можно описать с помощью совокупности сигналов от
пяти сенсорных систем. Как вы уже догадались, к ним
относятся зрительная, слуховая, кинестетическая (это
|
|