|
Это процесс. Это состояние. Вид взаимодействия.
Нечто устанавливающееся между живыми существа
ми, когда они общаются. Иногда говорят, что это свое
образный танец общения, где каждый ведет свою
партию. Его называют странным словом, которое при
шло из классического гипноза. Это раппорт.
Находясь в состоянии раппорта, намного проще
довериться собеседнику. Вы чувствуете себя спокой
но и расслабленно. Похоже на состояние политиче
ской стабильности в мире, когда государства мирно
сосуществуют, ведут взаимовыгодную торговлю, при
нимают гостей и туристов друг от друга, чутко отзы
ваются на все изменения, происходящие с соседями.
Когда выв раппорте, вам гораздо легче согласить
ся с собеседником, найти общее и в поведении, и в
суждениях. Вы разговариваете, легко понимая друг
друга. Любое дело, которое вы делаете вместе, удает
ся. Вы органично дополняете друг друга, пользуетесь
взаимной поддержкой. Раппорт очень ценен, и оба
партнера стремятся его сохранить, постоянно бессо
знательно подстраиваясь друг к другу. 20 1 НЛП: роли, которые играют люди
Считается, что его надо строить. Создавать. Кор
ректировать и регулировать. В то же время он настоль
ко естествен, что его проявления мы встречаем бук
вально каждый день. Мы используем его довольно
часто, сознательно и бессознательно, независимо от
того, обладаем знанием НЛП или нет.
Давайте же теперь научимся пользоваться всеми
преимуществами раппорта по собственному желанию.
Маленькие чудеса сознания и тела
Для чего мы заводим друзей? Возможно, чтобы было
кому нас понять. Чтобы было с кем разделить дела,
развлечения, увлечения, размышления... Чтобы было
с кем обсудить. Получить свою порцию согласия и
понимания. И ответить взаимностью. Ну, вы меня по
нимаете...
А вам нравится, когда вас понимают? Каждую ва
шу мысль, каждый намек. С полуслова. Вообще без
слов. Просто по жесту. Вопрос, скорее, риторический,
ибо для чего же тогда мы так настойчиво ищем себе
хороших собеседников. Для чего же, иначе, мы стараем
ся договориться, невзирая на различия в мировоззре
нии?
А бывало так, чтобы вы хотели кого-то понять, но
не получалось? Не получалось «влезть в чужую шку
ру», разделить проблемы и заботы (или радость и оп
тимизм) другого человека. Может быть, когда-то вы
хотели перенять опыт мастера, но не смогли понять
его объяснений?
Выход из этой, казалось бы, тупиковой ситуации
был найден много веков назад. Например, в боевых
искусствах, где ученик просто начинает делать то же,
что и мастер. Буквально повторять его движения.
Жест в жест. Вдох во вдох. Взгляд во взгляд. Сознание
и тело — части единой системы, и ученику передает-Глава 2. Основа общения —
доверие || | 21
ся состояние учителя, его мысли и желания. Синхрон
но двигаясь в течение длительного времени, они как
бы становятся единым организмом. И обучаемый на
чинает чувствовать то, что чувствует мастер. Даже то,
чего тот и сам не осознает. Они прекрасно понимают
друг друга. Ведь и учитель теперь знает, над чем еще
стоит поработать его ученику. Обучение идет как от
сознания к телу, так и от тела к сознанию. Иногда уче
ник долгими часами выполняет комплексы стандарт
ных движений, стремясь достигнуть определенного со
стояния сознания. Иногда — наоборот, начинает спон
танную импровизацию, ориентируясь на заданное
состояние. Он учится быть мастером.
В таком подходе нет ничего необычного. Любой
актер делает нечто подобное по нескольку раз на дню,
чтобы вжиться в образ. Говорят, это специально пре
подается на курсах актерского мастерства. А танцоры?
Спортсмены? Музыканты? Да мало ли кто проходит
обучение, пытаясь непосредственно повторять то, что
показывает учитель!
А вы видели в действии гениев «кухонной» психо
терапии? Уходят подружки на кухню и начинают об
суждать все животрепещущие проблемы. Как они по
нимают друг друга! Посмотрите: одинаковые позы,
|
|