|
ся со стула на стул. Начиная с какого-то момента этот
прием существенно облегчит вам вхождение в роль —
«заякорится».
Начнем с самого «простого» стула — первого. Впро
чем, для некоторых этот стул может показаться весь
ма непривычным — ну не привыкли они думать за
себя! Вспомните, что для вас важнее всего, во что вы
верите, в чем убеждены. Подумайте о том, чего вы хо
тели в той ситуации. И начинайте рассказывать все от
первого лица.
Далее — пересаживайтесь на второй стул: дайте
слово другому. Буквально посмотрите на события его
глазами. Проникнитесь его нуждами и желаниями. Вы
уже прекрасно умеете это делать. Вспомните про пря
мую подстройку, ту, что передает состояние. Повтори
те позу и жесты своего собеседника, скопируйте его
интонации, используйте его любимые слова и выраже
ния. Говорите о нем в первом лице, а о себе — в тре
тьем. А может быть, и во втором — можете непосред
ственно обращаться к сидящему на первом стуле во
ображаемому собеседнику. У вас получится!
А теперь оцените ситуацию с третьего стула.
Усядьтесь поудобнее — сейчас вы будете смотреть по
телевизору интересный сериал. Можете и в самом
деле условно поместить все происходящее за экран.
Смотрите на тех людей, как на посторонних, и расска
зывайте о происходящем, как о кино: «А он ей и гово
рит...» 126 НЛП: роли, которые играют люди
Звонок в полицию.
— Срочно наряд на бульвар Капуцинов, дом пять, чет
вертый этаж, налево. Жена избивает мужа чем попало,
и тот ужасно кричит.
— Вызов принят. Наряд высылаем. А вы кто, сосед?
— Нет. Я муж.
Карусель завертелась. Стулья меняются, и вам
с каждым разом все легче и легче ассоциироваться с
каждой из предложенных ролей. Периодически выхо
дите из ситуации и даже выдаете весьма грамотные
комментарии, сидя на третьем стуле. Вы проживаете
ее с разных сторон и получаете объемное представле
ние о происходящем.
Те, кто проходили через такую карусель, получали
очень мощную обратную связь от собственных дей
ствий. От самих себя. Бывает очень даже полезно по
смотреть на собственное выражение лица в момент
конфликта. Услышать собственные интонации и про
чувствовать их комплексное воздействие на своей
шкуре.
— Дорогой, ты почему перестал играть с соседом в шах
маты?
— А ты бы играла с человеком, который все время оскорб
ляет партнера, да еще мухлюет?
— Конечно, нет!
— Вот и он перестал играть со мной.
Осталось только этой обратной связью грамотно
воспользоваться. И опять-таки, здесь нам поможет
трехпозиционка. Ведь вы же, не слезая с этих стульев,
можете обдумать и попробовать на практике новый
образ действий, другой стиль общения и поведения.
Вопрос: с какой позиции наиболее продуктивно пода
вать идеи, с какой — реализовывать, с какой — вос
принимать? Глава 7. Искусство договариваться ||_ 127
Анализ и идеи — это удел Эксперта, сидящего на
третьем стуле. К вам, господин Эксперт, главный во
прос: «Какое позитивное намерение лежит в основе
поведения каждой из сторон? Чего они хотят добить
ся своими действиями?» Мы-то с вами прекрасно зна
ем, что в основе любого поведения лежит позитивное
намерение. Давайте вместе поищем его. Только лучше
начните с «другого». Потом с «собой» будет уже зна
чительно легче.
Как только позитивное намерение найдено, на
долю Эксперта остается только предложить Вам (т. е.
первой позиции) варианты разрешения конфликтной
ситуации и дальнейших действий, удовлетворяющие
всех участников. Не скупитесь, господин Эксперт!
Выдайте столько вариантов, сколько сможете. Десять,
пятнадцать — пусть у первого номера будет выбор!
Теперь обращаюсь лично к Вам. Эксперт дал мно
жество советов и ценных рекомендаций. Все они учи
|
|