|
— Дорогой Леонид Ильич слушает.
«Вы оскорбили сотрудника правопорядка! Прой
демте в отделение!» Гениальная фраза с точки зрения
диссоциации! И оскорбление — мимо, и возмездие —
неотвратимо. Диссоциация от критики — это действи
тельно довольно изящный способ сохранить хорошее
состояние духа. «Мухи отдельно, котлеты отдельно».
Пусть кто-то любит говорить всяческие гадости.
Это же не повод, чтобы принимать их близко к серд
цу! Диссоциируйтесь! Перед тем как решить, прилеп-Глава 5. Наука дозированных
переживаний || | 93
лять ли эти слова к себе, полезно внимательно рас
смотреть, а что они означают. И сравнить их со своим
представлением о себе. То есть буквально сопоставить
две картинки, изображающие ваше мнение и мнение
другого. «Ты козел!» — говорит он. Представляем себе
козла, ставим рядом собственное изображение, срав
ниваем: «Не похож». Как ловко сформулировал Ни
колай Козлов: «Данный взгляд на меня мне представ
ляется неубедительным».
Если дело касается боли, всегда можно исправить
«у меня болит нога» на «моей ноге больно». Конечно,
вы, как заботливый хозяин, позаботитесь о ней. Но
уже не как о себе, а как о приболевшей прислуге. Вни
мательно, но без особых эмоций.
Хорошо работает использование временных осо
бенностей языка.
— У меня совершенно неразрешимая проблема!
— Вы хотите сказать, что она не была до сих пор
решена?
Мастерский пируэт, и проблема отправляется в про
шлое. Сейчас, глядя на нее из настоящего, мы уже до
статочно от нее отделены, чтобы начать ее решать.
Недостаточно? Сейчас исправим:
— То есть, до того как вы решили об этом заявить,
вы еще не нашли ее решение?
Теперь между проблемой и настоящим вклинилось
еще одно событие — сам факт принятия решения.
Будьте уверены, порой на принятие решения обра
титься к кому-либо за помощью уходит больше време
ни, чем на попытки разрешить ситуацию самому. Даже
если защита оказалась не слишком прочной, всегда
можно добавить еще множество щитов. Дай только
волю!
Обобщаем информацию. Притом, что инструмен
ты ассоциации — диссоциации и рефрейминга на пер
вый взгляд кажутся столь различными, они работа-94 I НЛП: роли, которые играют
люди
ют заодно. Их цель — дать нам возможность выбора
в управлении собственным внутренним миром. С по
мощью рефрейминга мы определяем, что нам пережи
вать по тому или иному поводу. С помощью ассоциа
ции — диссоциации — как, и стоит ли это вообще де
лать.
И что самое удивительное, оба этих инструмента
работают на одном и том же принципе: вы изменяете
точку зрения на происходящее, изменяя тем самым
свои переживания. Вплоть до полного исчезновения
нежелательных эмоций.
Все, что происходит вокруг нас, представляет со
бой весьма сложные и многогранные явления. И для
их объемного описания требуется как минимум не
сколько позиций восприятия. Об этом мы поговорим
в седьмой главе «Искусство договариваться», но для
ее понимания будет полезна следующая глава, кото
рая продолжает тему искусства управления собой.
И окружающими. Глав а б Пульт управления мозгом
Было бы неостроумно, если бы мы
могли, нажимая на мозговые кнопки,
роботообразно приводить себя в за
данные состояния: нажал — испытал
восторг и энтузиазм; нажал — при
шел в умиление и заплакал; нажал —
стало смешно... Не требовалось бы ни
музыки, ни поэзии, ни театра.
Владимир Леей
Великолепнейшая книга! «Искусство быть собой» —
море переизданий, огромные тиражи. Первый изда
тельский копирайт датируется 1971 годом — до появ
ления НЛП. Но Джон Гриндер и Ричард Бендлер этой
|
|