|
воспроизведении которого человек видит события
своими собственными глазами, воспринимая его все
ми органами чувств.
Диссоциация — выход из переживания в состояние
наблюдения за самим собой. При этом отсутствует
непосредственное кинестетическое восприятие.
Иногда события захватывают нас, и мы несемся
в бурном потоке жизни. А бывает, что остаемся безу
частными наблюдателями на ее берегу.
Представьте, что вы смотрите на себя, стоящего под
душем. Вы видите, как он там двигается под прозрач
ными струями воды. Вы можете даже слышать звуки, 86 I НЛП: роли, которые играют
люди
которые доносятся из душа. Тот человек стоит и мо
ется. Неожиданно на него полился поток холодной
воды, т. к. горячую воду отключили... Теперь немного
по-другому. Вы стоите под горячим душем. Упругие
струи воды приятно массируют ваше тело и мягко сте
кают по нему вниз. Вы слышите шум бегущей воды и,
может быть, собственное довольное мурлыканье...
Неожиданно на вас полился поток холодной воды,
т. к. горячую воду отключили. Ощущения разные?
Возможно, вы уже и сами догадались, за счет чего
появляется такая мощная разница. В первом случае
вы были диссоциированы от своего тела. Вы букваль
но смотрели на него со стороны. Поэтому вы оказа
лись оторваны от его переживаний и легко пережили
резкое изменение ситуации. Максимум, что вы могли
испытать, — это ощущения по поводу происшедшего.
Сумасшедший пишет письмо себе.
— И что же ты там себе пишешь?
— Откуда я знаю! Я же его еще не получил!
Во втором случае вы ассоциировались с самим со
бой. Вы были в своем теле, смотрели своими глазами,
слушали своими ушами, чувствовали то, что происхо
дит вокруг. И оказались связанными с собственными
переживаниями. Не исключено, что вы пережили при
этом легкий бодрящий стресс, не прерывая чтения.
Соответственно, вы получили представление об ас
социированных и диссоциированных состояниях. На
бравшись некоторого опыта, можно достаточно легко
обнаружить, ассоциирован или нет человек в свои пере
живания.
Так, для ассоциации характерны более интенсивное
дыхание, покраснение кожи и легкий наклон корпуса
вперед. Особенно показательно наличие микромото
рики — мельчайших (и очень даже явных) движений Глава 5. Наука дозированных
переживаний | 87
телом, как в переживаемой ситуации. Это может быть
подрагивание пальцев, движение губ, смещение кор
пуса в ту или иную сторону. Иногда рассказчик может
буквально «рисовать» обстановку вокруг себя.
Диссоциированного человека легко определить по
отклоненному назад корпусу. Он буквально отстраня
ется от ситуации в позицию наблюдателя. Его дыха
ние более поверхностно, кожа — намного бледнее.
Пьяный мужчина ночью приводит друга к себе домой.
Все спят. Он показывает квартиру:
— Это моя гостиная, это — спальня, это — наша кровать.
Вот спит моя жена, а это, рядом с ней, — я...
Особенно бросается в глаза момент перехода меж
ду этими состояниями. Вот он сидел, включенный в
переживания, а в следующий момент — подается на
зад и буквально за минуту цвет его лица становится
более бледным. Лицо делается менее подвижным,
словно кто-то переключил невидимый тумблер.
Перемены действительно разительны, поскольку
переход между ассоциацией и диссоциацией дискрет
ный — разрывный по своей природе. Можно или смот
реть на мир своими глазами, или видеть себя со сто
роны. Промежуточного состояния конструктор мира
не предусмотрел.
Зато можно регулировать степень диссоциации от
переживаний. Лучший способ — это изменение рас
стояния до собственного тела. Помните привычное:
«Мне это совсем не близко», «Это далеко не так важ
но!», «Я бы хотел отодвинуться от своих проблем».
Все эти фразы выражают буквальные процессы, про
исходящие в наших переживаниях. Мы действитель
но отодвигаем картинку с воспоминаниями на боль
|
|