|
ки сейчас, а не за день до истечения срока окончания
работы. Правда, хорошо иметь начальника?
— В желчном пузыре у вас камни, в моче песок, в легких
известь...
— Доктор, скажите, где у меня глина, и я начну стро
иться!
Еще одна интересная рамка: «Что я могу для этого
сделать?» Хочу получить повышение в зарплате. Что
я могу для этого сделать? Могу, конечно, походить —
помечтать, повозмущаться недогадливым руковод
ством... Но лучше - начать работать усерднее, обсу
дить денежный вопрос с начальником, пройти курсы
повышения квалификации, или, наконец, найти себе
более высокооплачиваемую работу... Хочу быть счаст
ливым человеком! А что я могу для этого сделать? Ка-72 I НЛП: роли, которые
играют люди
кие действия должен совершить? Какие шаги для это
го предпринять?
Вот такие рамки и рамочки.
Виды рефреймингов
Отношение к проблеме можно изменить по крайней
мере двумя способами. Первый — буквально пере
обозначить ее. Назвать иначе. Для чего достаточно
просто сместить внимание на другие ее стороны. Ведь
то, что мы имеем в реальности, — это только некая си
туация. А как ее назвать — уже наше дело.
Рефрейминг смысла — придание утверждению ино
го смысла путем переноса внимания на другую часть
содержания: «Что еще это могло бы значить?»
Например, заменяем слово «проблема» на слово
«задача». А уж к задаче отношение совсем иное. Зада
чу можно решить сейчас или попозже. Можно ее со
всем не решать. Просто останется нерешенная задача.
Да мало ли что мы еще не решили! К проблеме отно
шение куда более серьезное. Она нависает и давит.
И грозит раздавить. Постоянно напоминает о себе.
Снимаем со сложившейся ситуации табличку «Про
блема» и прибиваем новую: «Задача». Глядь, а ей без
грозной таблички уже и неуютно — вся сдулась, умень
шилась. А то и решилась — с перепугу. А если наве
сить табличку «Цель», то вообще преобразилась. Цель
уже начинает многообещающе сверкать и манить к себе
многочисленными преимуществами. А все — из-за раз
ных названий.
Второй способ — поместить проблему в другой кон
текст.
Рефрейминг контекста — изменение контекста
утверждения для того, чтобы придать ему (утвержде
нию) другой смысл: «В каких условиях это было бы
хорошо?» Глава 4. Свой собственный реальный мир | 73
Мы-то с вами знаем, что ситуация, лишенная кон
текста, повисает в воздухе — как к ней относиться,
просто неясно. То ли она хорошая, то ли — плохая. По
местил в одни обстоятельства — фу! Какая гадость!
В другие — прелесть!
Начинающая певица — профессору:
— Как вы считаете, годится на что-нибудь мой голос?
— Конечно, что за странный вопрос! При пожаре или ко
раблекрушении ему цены нет!
Навоз на огороде — удобрение. А в доме — грязь!
Радостный детский смех — чудо! А в три часа ночи —
мука. Халявный зачет в напряженную сессию — спа
сение. А когда в следующем семестре нужно сдавать
экзамен по всему курсу — лучше бы я тогда все выучил!
Куча денег в кармане — богатство. А если навстречу
идет грабитель...
— Представляешь? Я ездил в туристическую поездку
в Японию, оказался без денег и попробовал продать свои
часы. Сколько, ты думаешь, они мне отвалили? Две ты
сячи долларов!
— Не может быть! Они же у тебя фиговые!
— Да я и сам так считал, но япошки смотрели и ахали:
«XVII век!.. XVII век!..»
Соответственно, рефрейминг подразделяется на
рефрейминг смысла и рефрейминг контекста. Если
первый позволяет изменить картину, не меняя рамки,
то второй — изменить рамку, не меняя картины.
Если внутрь кладут творог,
Получается — пирог.
Если сверху его кладут,
|
|