|
построить раппорт, попробуйте отразить динамику
изменения поведения собеседника. Или собеседников.
И пусть каждому действию вашего партнера по об
щению, каждой его невербальной реплике отвечает
какое-нибудь другое (или точно такое же) ваше дей
ствие.
Начинаем тренироваться
Овладеть искусством устанавливать невербальный
контакт с другим человеком так же интересно и полез
но, как научиться читать и писать. И, как и любое дру
гое, умение подстраиваться к собеседнику требует
некоторого времени на освоение. Раппорт учатся со
здавать шаг за шагом. Постепенно и постоянно. Посте
пенно, чтобы каждый новый навык успел стать при-
в
Ь1чным, бессознательным. Постоянно — чтобы это
Произошло как можно скорее.
Возьмите в обыкновение подстройку к каждому
н
овому человеку, с которым свела вас жизнь. Поиграв 40 I НЛП: роли, которые
играют люди
в подстройку по позе несколько дней, уже не прихо
дится заботиться о ней постоянно. В работу включа
ется бессознательное, а вы сможете уделить больше
внимания содержанию беседы. Или очередному спо
собу подстройки.
Можно подстраиваться в транспорте к сидящим
рядом пассажирам, это уникальная возможность тре
нировать именно подстройку без необходимости под
держивать беседу. Там же можно отрабатывать веде
ние, ведь это тренирует внимательность, а каждая но
вая удача стимулирует совершенствоваться еще
больше. Используйте все способы, которые только
знаете. Научившись делать это действительно изящ
но и незаметно, вы сумеете превратить раппорт в ис
кусство, и будете щедро вознаграждены.
Начинающие изучать подстройку часто задают
вопрос: «Что делать, если я не вижу дыхания собесед
ника?» Как будто других способов построить раппорт
вовсе не существует! Мой любимый ответ в таких слу
чаях: «Подстраивайтесь к тому, что видите прямо сей
час, а не к тому, что хотели бы увидеть». Именно здесь
приходит на помощь многообразие средств, которыми
вы уже обладаете.
По телефону, например, вы вообще не видите собе
седника, и едва ли сможете отследить его дыхание.
Вам не удастся отразить его позу и жесты. Вам не ясна
его мимика... Зато у вас есть его голос\ Его речь. А у го
лоса — множество характеристик, которые можно от
ражать.
Начнем со скорости речи. Она напрямую связана со
скоростью, с которой собеседник в состоянии обраба
тывать информацию. Будете говорить быстрее, он
либо пропустит часть ваших слов мимо ушей, либо
станет постоянно переспрашивать. Медленнее — за
ставите его ждать, а то и торопить вас. Зато при пра
вильно заданном темпе разговора вы можете быть уве-Глава 2. Основа общения —
доверие 41
рены, что на том конце провода осознают все ваши
аргументы и поймут каждое слово.
Теперь громкость. Люди говорят с громкостью, ко
торая для них наиболее комфортна. Более тихий голос
заставляет напрягаться, прислушиваясь. Громкий —
отшатываться. Подстройтесь, и вы произведете впе
чатление воистину приятного собеседника!
Так же можно работать с высотой голоса, ритми
кой речи, динамикой изменения каждого из парамет
ров. Скажем, на том конце провода привыкли начи
нать реплику громко и быстро, заканчивать — тихо
и медленно. Это тоже интересно исследовать.
И все же! Как поймать дыхание другого человека?
Во-первых, здесь действительно помогает слух. Неко
торые буквально «пыхтят» как паровозы, особенно
когда в крови много адреналина. Те же, кто не «пых
тят», все равно издают самые различные звуки при
дыхании. Во-вторых, хорошим индикатором может
служить одежда, особенно воротники и складки.
Прекрасно помогает холодный воздух, то есть пар,
выходящий при дыхании на морозе. Или, что анало
гично, сигаретный дым. Увидел струйку, будь уве
|
|